В статье руководителя экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлии Юрченко представлены новые направления формирования судебной практики и интересные кейсы по теме обращения с отходами производства и потребления, рассмотренные судами в 2024 г.
Выбор ставки платы за НВОС
Первое дело, о котором стоит рассказать, касается применения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.
В соответствии с Разделом III данного постановления для отходов V класса опасности размер ставок определяется отнесением осуществляемой деятельности к определенному виду промышленности (добывающая, перерабатывающая, прочие). О правильной квалификации вида промышленности и, соответственно, о применяемой ставке платы возникают споры между контролирующими органами и хозяйствующими субъектами.
Управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по плате за НВОС за 2021 г.
Как установлено судами, Общество – региональный оператор по сбору твердых коммунальных отходов (ТКО) – в декларации о плате за НВОС за 2021 г. рассчитало плату за размещение на собственном полигоне остатков сортировки ТКО (V класс опасности) с применением ставки платы 17,3 за т для лиц, осуществляющих прочие виды деятельности, не относящиеся к добывающей или перерабатывающей промышленности.
Управление пересчитало плату за НВОС исходя из ставки 40,1 за размещение отходов перерабатывающей промышленности.
Суды установили, что основным видом деятельности Общества является сбор отходов (вид 38.1), который отнесен к разделу «E. Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» классификатора ОК 034-2014 (КПЕС 2008). При этом деятельность по переработке отходов включена в раздел «C. Обрабатывающие производства».
Суды посчитали, что к прочим видам деятельности может относиться только та деятельность, которая не указана в разделах E и C классификатора, поэтому деятельность по сортировке мусора, предусмотренную разделом E, следует квалифицировать как перерабатывающее производство, и при расчете платы за размещение отходов применять ставку 40,1 для перерабатывающей промышленности.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, Общество указало, что согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), размещаемые им отходы имеют код 7 41 119 12 72 5, то есть относятся к блоку 7.
Данные отходы образуются после процесса сортировки Обществом на мусоросортировочной линии ТКО и подлежат захоронению на полигоне, следовательно, они не перерабатываются и не могут быть повторно использованы. Сам процесс сортировки ТКО, осуществляемый Обществом, является не производственным процессом с целью получения новой продукции (товаров), а частью технологического процесса по захоронению ТКО.
Верховный Суд РФ отменил судебные акты судов трех инстанций и вернул дело на новое рассмотрение, указав, что обрабатывающие (перерабатывающие) производства и природоохранная деятельность по обращению с отходами имеют разную правовую природу и разное нормативное регулирование. В связи с этим при расчете платы за НВОС необходимо применять ставку, установленную для прочих видов деятельности, а не повышенную ставку, установленную для отходов перерабатывающей промышленности (определение Верховного Суда РФ от 08.08.2024 № 306-ЭС24-3417 по делу № А72-17037/2022).
Корректировка платы за размещение отходов
Ставка платы за размещение отходов зависит от класса опасности, в связи с чем возникают споры, связанные с определением и/или изменением класса опасности отхода.
Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к ПАО «Сахалинэнерго» о взыскании платы за НВОС за 2020 г. в размере 36 143 781,90 руб. и неустойки в размере 6 214 202,03 руб.
Как следует из материалов дела, Управление провело проверку представленной Обществом декларации о плате за НВОС за 2020 г. Управлением в адрес ответчика направлен акт проведения контроля с указанием на необходимость представления уточненной декларации в связи с выявленными нарушениями порядка заполнения: по отходу «шлак от сжигания угля» плата исчислена исходя из V класса опасности, тогда как отход имеет IV класс опасности, в связи с чем доначислена плата в размере 36 582 775,20 руб.
Вопрос правомерности отнесения отхода «шлак от сжигания угля практически неопасный» к V классу опасности рассматривался в деле № А40-64635/2022, решением по которому в удовлетворении заявленных требований ПАО «Сахалинэнерго» отказано.
В связи с вышеуказанным Обществом предприняты меры по включению вида отхода «шлак от сжигания угля малоопасный» по коду 6 11 200 01 21 4 с IV классом опасности в ФККО.
При этом суды не дали оценку правомерности подачи Обществом декларации за 2020 г. с расчетом платы за НВОС по отходу V класса опасности с указанием данных по отходу, фактически включенному в ФККО приказом Росприроднадзора от 03.07.2023.
Юридическое лицо обязано подтвердить отнесение отходов, не включенных в ФККО, к конкретном классу опасности в течение 90 дней со дня их образования. Именно исполнение этой обязанности и подлежит оценке судом.
Включение в ФККО спорного вида отхода в 2023 г. не нашло оценки в судебных актах в обоснование доводов Управления об отсутствии лимита и разрешения на размещение данного отхода с кодом 6 11 200 01 21 4 для применения повышающего коэффициента к ставке платы.
В связи с этим дело направлено на новое рассмотрение (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.03.2024 по делу № А59-5569/2022).
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Твердые бытовые отходы»