Загрузка...
25.12.2024
2 мин. на чтение

О проекте стандарта качества юридических консультационных услуг

Специалисты компании «Пепеляев Групп» разработали проект стандарта качества юридических консультационных услугhttps://www.pgplaw.ru/news/Kachestvo%20yuridicheskikh%20konsultacionnykh%20uslug.pdf. Поводом для начала работы стал ряд Определений Верховного Суда РФ, затрагивающих эти вопросыВ частности, Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2023№ 305-ЭС22-24429 и от 13.02.2024 № 305-ЭС23-18507.. Проблема, однако, назревала и раньше. Качество юридических услуг становится предметом судебной оценки при разрешении споров об убытках, оспаривании платежей консультантам в делах о банкротстве заказчиков, взыскании вознаграждения, расторжении договоров оказания юридических услуг и многих других. Тему раскрывает Ольга Сячинова, ведущий юрист "Пепеляев Групп".

При рассмотрении подобных споров судам необходимо понимать, какими ожиданиями обычно руководствуются клиенты при обращении к профессиональным консультантам, а также – насколько последние готовы их удовлетворять. Без ясной позиции профессионального сообщества (а не конкретного ответчика, который справедливо считается заинтересованной стороной, желающей сложить с себя любую ответственность) суду порой не на что опереться, анализируя качество спорных услуг.

Действующие же акты, косвенно затрагивающие вопросы качества юридических услуг, например, профессиональные стандарты Министерства труда РФ, не всегда могут служить такой опорой.

Установление ясных правил предоставления юридических консультационных услуг – необходимый шаг для обеспечения объективной оценки их качества. Внедрение стандарта позволит клиентам рассчитывать на определенный уровень услуг юридических консультантов, независимо от конкретного юриста или юридической компании. Таким единообразием будет обеспечиваться высокий уровень доверия клиентов к оказываемой им профессиональной юридической помощи. Стандартизация также способствует профессиональному развитию: она позволит внедрить лучшие практики в масштабах всей отрасли и систематизировать повышение квалификации юристов-консультантов.

Закрепленные параметры не просто описывают стандарт должного поведения профессионалов, но и позволяют независимо устанавливать отступления от него, что может быть также важно для разрешения органами адвокатского сообщества дисциплинарных споров.

Основные принципы предлагаемого стандарта включают уточнение гражданско-правовых понятий, таких как минимальный уровень заботливости и осмотрительности, который обычно ожидается от исполнителя. Стандарт конкретизирует требования к качеству услуг юридического консультанта и делит деятельность по предоставлению консультации на несколько этапов: установление и оценка фактов, лежащих в основе обращения клиента, определение применимых правовых норм, правильное толкование правовых норм, по- дача юридического совета в надлежащей форме и предупреждение клиента о последствиях и рисках применения юридического совета. Каждый из этих этапов представляет отдельные уточненные требования, основанные на базовых принципах заботливости и осмотрительности консультантов.

Например, выборка фактических обстоятельств, которые подлежат правовой оценке, находятся, по большей части, в области ответственности клиента. Консультант обязан задавать дополнительные вопросы, чтобы разобраться в ситуации, однако он исходит из того, что клиент четко представляет правовую цель, которой хочет добиться. Эта презумпция, однако, не действует в случае с клиентами – физическими лицами. Их запросы консультант должен обрабатывать более внимательно, помогая клиенту доформулировать свою цель и, зачастую, разобраться в самих фактах, приведших его за юридической помощью.

Использование стандарта в работе (например, включение его в договор) позволит консультанту, без лишнего расширения договора, обеспечить взаимопонимание с клиентом относительно качества, а также, в случае споров, ссылаться на условия стандарта в суде.

Источник: «Российский адвокат»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

17.01.2025

Налоговед. Система управления налоговыми рисками: быть или не быть? Сергей Пепеляев, Татьяна Ивутина

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Система управления налоговыми рисками: быть или не быть?» Татьяной Ивутиной.

Смотреть

03.02.2025

Налоги не дадут спать спокойно

Во втором полугодии минувшего года чаще прочего предприниматели приходили к юристам с вопросами, связанными с корпоративными...

03.02.2025

Совокупность доказательств – не приговор. Переспорить налоговиков можно

В последние годы на налоговых проверках мы наблюдаем тревожную тенденцию. Вместо того, чтобы оценивать собранные доказательства...

03.02.2025

Актуальные тренды в корпоративных спорах — 2024

2024 г. оказался богат на важные для российского корпоративного законодательства выводы высших судебных инстанций. Один ...

30.01.2025

В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) подошел к концу третий день XI Зимней школы молодых ученых-2025

Эксперт «Пепеляев Групп» Сергей Таут в лекции «Антикоррупционный комплаенс как эффективная методика профилактики правовых...