О проекте стандарта качества юридических консультационных услуг
При рассмотрении подобных споров судам необходимо понимать, какими ожиданиями обычно руководствуются клиенты при обращении к профессиональным консультантам, а также – насколько последние готовы их удовлетворять. Без ясной позиции профессионального сообщества (а не конкретного ответчика, который справедливо считается заинтересованной стороной, желающей сложить с себя любую ответственность) суду порой не на что опереться, анализируя качество спорных услуг.
Действующие же акты, косвенно затрагивающие вопросы качества юридических услуг, например, профессиональные стандарты Министерства труда РФ, не всегда могут служить такой опорой.
Установление ясных правил предоставления юридических консультационных услуг – необходимый шаг для обеспечения объективной оценки их качества. Внедрение стандарта позволит клиентам рассчитывать на определенный уровень услуг юридических консультантов, независимо от конкретного юриста или юридической компании. Таким единообразием будет обеспечиваться высокий уровень доверия клиентов к оказываемой им профессиональной юридической помощи. Стандартизация также способствует профессиональному развитию: она позволит внедрить лучшие практики в масштабах всей отрасли и систематизировать повышение квалификации юристов-консультантов.
Закрепленные параметры не просто описывают стандарт должного поведения профессионалов, но и позволяют независимо устанавливать отступления от него, что может быть также важно для разрешения органами адвокатского сообщества дисциплинарных споров.
Основные принципы предлагаемого стандарта включают уточнение гражданско-правовых понятий, таких как минимальный уровень заботливости и осмотрительности, который обычно ожидается от исполнителя. Стандарт конкретизирует требования к качеству услуг юридического консультанта и делит деятельность по предоставлению консультации на несколько этапов: установление и оценка фактов, лежащих в основе обращения клиента, определение применимых правовых норм, правильное толкование правовых норм, по- дача юридического совета в надлежащей форме и предупреждение клиента о последствиях и рисках применения юридического совета. Каждый из этих этапов представляет отдельные уточненные требования, основанные на базовых принципах заботливости и осмотрительности консультантов.
Например, выборка фактических обстоятельств, которые подлежат правовой оценке, находятся, по большей части, в области ответственности клиента. Консультант обязан задавать дополнительные вопросы, чтобы разобраться в ситуации, однако он исходит из того, что клиент четко представляет правовую цель, которой хочет добиться. Эта презумпция, однако, не действует в случае с клиентами – физическими лицами. Их запросы консультант должен обрабатывать более внимательно, помогая клиенту доформулировать свою цель и, зачастую, разобраться в самих фактах, приведших его за юридической помощью.
Использование стандарта в работе (например, включение его в договор) позволит консультанту, без лишнего расширения договора, обеспечить взаимопонимание с клиентом относительно качества, а также, в случае споров, ссылаться на условия стандарта в суде.
Источник: «Российский адвокат»