ФНС России выразила позицию по поправкам в КоАП РФ, регулирующим административную ответственность юридических лиц. Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина комментирует выводы Службы по двум новым правилам назначения наказаний за нарушение валютного законодательства.
В 2022 г. были внесены важные изменения в КоАП РФ. Их цели – совершенствование назначения административного наказания за правонарушения юридических лиц и либерализация административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности.
ФНС России в письме от 14.07.2023 № Д-5-17/39@ указала, как новые правила с учетом складывающейся судебной практики следует применять при назначении наказаний за нарушения валютного законодательства.
Прокомментируем три, с нашей точки зрения, наиболее интересных правила.
Освобождение юрлица от административной ответственности
С 6 апреля 2022 г. ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, если за него уже привлечено к ответственности его должностное лицо, работник или единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица.
Обязательное условие освобождения от ответственности – принятие всех предусмотренных законодательством РФ мер для соблюдения установленных правил и норм.
ФНС России приходит к выводу, что виновное юридическое лицо, то есть такое, которое приняло недостаточные меры по соблюдению требований валютного законодательства, может быть привлечено к ответственности наряду с виновным должностным лицом.
Эта позиция налогового ведомства соответствует складывающейся судебной практике.
Но вопрос, что считать исчерпывающими мерами по соблюдению требований законодательства, в каждом конкретном деле остается на усмотрение должностного лица административного органа и судьи, привлекающих к административной ответственности.
Например, в деле № А40-67418/23 рассматривался вопрос о привлечении юрлица-резидента к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение, которое заключалось в необеспечении возврата аванса нерезидентом за невыполненные работы и за которое гендиректор резидента уже был привлечен к ответственности. Для возврата аванса резидент направил в адрес контрагента досудебную претензию, неоднократно проводил переговоры с его представителями, обращался в суд с иском о взыскании неотработанного аванса.
Инспекция посчитала, что меры, принятые для возврата аванса, не были достаточными, в то же время судьи, отменяющие постановление о назначении юридическому лицу административного наказания, признали их достаточными.
Замена административного штрафа на предупреждение
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ с 25 июля 2022 г. предусмотрена замена административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение, выявленное в ходе осуществления любого контроля (надзора).
В качестве обязательного условия назначения предупреждения установлено отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Перечень нарушений, за которые административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение, приведен в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ. И в нем нет указания на ч. 1 ст. 15.25 того же Кодекса.
ФНС России подтверждает, что возможна замена штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1, 2, 2.1, 5.2, 6, 6.2, 6.3, 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ. Но отмечает, что нарушения, связанные с осуществлением незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ), считаются общественно опасными, причиняющими вред (создающими угрозу причинения вреда) безопасности государства и, следовательно, административный штраф не заменяется на предупреждение в отношении указанного состава. В подтверждение своей позиции налоговое ведомство приводит Определение КС РФ от 20.07.2021 № 1664-О и Постановление 6-го ААС от 19.07.2022 по делу № А73-18456/2021.
Однако нам известна практика замены штрафа на предупреждение за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
«Налоговед»