О чем не пишет Минфин. Неочевидные корпоративные процедуры, которые нужно согласовывать с Правкомиссией
Если российское юридическое лицо находится под контролем недружественных нерезидентов или собирается установить такой контроль, то некоторые сделки с акциями или долями общества нужно проводить по особым правилам. Однако не всегда из нормативных правовых актов очевидно, каких подходов придерживается Минфин и какие требования предъявляет. Компаниям приходится ориентироваться на свой опыт и практику. В случае со сделками, для которых может понадобиться разрешение Правкомиссии, ошибки могут привести к тому, что совершить сделку станет невозможно.
При внесении изменений в ЕГРЮЛ регистрирующие органы не учитывают, что для многих корпоративных процедур требуется наличие специального разрешения на сделку или операцию. Поэтому регистрация любых изменений в реестре без получения соответствующего разрешения Правкомиссии технически возможна. Однако, как следует из судебной практики, сделки, совершенные в нарушение временного порядка, являются или могут быть признаны недействительными.
Продемонстрируем несовершенство юридической техники и слабые места, над которыми придется поработать законодателю. Выясним, почему нужно получать разрешение Правкомиссии, чтобы создать или добровольно ликвидировать хозяйственное общество, чтобы сменить единоличный исполнительный орган общества, далее — ЕИО, а также в некоторых других случаях.
Базовые правила
Президент установил временное регулирование для правил согласования сделок. Он также перечислил некоторые виды сделок, на которые распространяются антикризисные меры. Однако полного и исчерпывающего перечня всех операций действующее законодательство не содержит. Из-за чего компании не всегда могут быть уверены, требуется ли им получать разрешение Правкомиссии.
Специальный порядок для сделок с долями ООО можно найти в Указе Президента от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами», далее — Указ № 618. Требования распространяются и на акционерные общества (Указ Президента от 15.10.2022 № 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)»).
Минфин конкретизировал, на какие сделки или операции распространяется действие указов, в письме от 13.10.2022 № 05-06-14РМ/99138 «Официальные разъяснения № 1 по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 618», далее — разъяснения.
Создание хозяйственного общества
Учитывайте временное регулирование при создании общества. И хотя этот процесс не представляет собой единичную сделку, для данной процедуры необходимо получить разрешение Правкомиссии. Это связано с тем, что создание общества устанавливает права владения акциями или долями в уставном капитале компании.
Субъекты совершают юридически значимые действия, когда создают хозяйственное общество. Например, такие как открытие банковского счета, включая операции с денежными средствами, внесение вкладов в уставный капитал, аренда помещения и другие действия. Минфин считает внесение сведений о юрлице в ЕГРЮЛ одним из наиболее существенных подобных действий. Данный подход представляется нам логичным: именно с момента появления в ЕГРЮЛ соответствующей записи о создании юрлица общество считается официально созданным и становится правосубъектным.
В указах Президента и разъяснениях Минфина не указано, что такие способы создания юрлица, как учреждение или восстановление компании при несостоявшейся реорганизации, подпадают под временное регулирование (ст. 51, 60.2 ГК, ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО, ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Корпоративный юрист»