В связи с судебной реформой значительные изменения претерпел АПК РФ. Расскажем, как после упразднения ВАС РФ (с 6 августа 2014 года) будут рассматриваться экономические споры в новом Верховном Суде РФ и арбитражных судах.
Вторая кассация
Федеральный закон от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» закрепил количество инстанций рассмотрения экономических и иных споров, относящихся к компетенции арбитражных судов, внес существенные изменения в подведомственность отдельных категорий дел. АПК РФ дополнился ст. 291.1–291.15, которые предусматривают возможность повторного кассационного обжалования судебных актов арбитражных судов в Судебной коллегии (СК) Верховного Суда РФ, если данные решения обжаловались в арбитражном суде округа (первой кассации).
В отличие от законопроекта об изменении АПК РФ, прямо указывавшего на кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов в Судебной коллегии по экономическим спорам, Закон № 186-ФЗ не конкретизирует, о какой из семи судебных коллегий ВС РФ идет речь.
Решение о передаче кассационной жалобы на рассмотрение СК принимается единолично одним
из судей ВС, однако Председатель данного суда или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение на судебном заседании СК. Основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда являются существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Пересмотр решений в порядке надзора
Определения СК, вынесенные в порядке кассационного производства, а также иные судебные акты СК могут быть обжалованы в Президиуме ВС РФ и пересмотрены им в порядке надзора.
Решение о передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ принимается единолично судьей ВС РФ, однако Председатель ВС РФ или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение Президиума. Кроме того, Председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права. Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны предусмотренным действующим АПК РФ основаниям отмены судебных актов Президиумом ВАС РФ.
Изменение подведомственности
Законом № 186-ФЗ предусматривается исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости. Указанный Закон изменил редакцию п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, относившего к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности. Теперь все категории нормативных актов могут быть оспорены только в судах общей юрисдикции, за исключением нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере прав интеллектуальной собственности, отнесенных к компетенции Суда по интеллектуальной собственности.
Переходные положения
Дела об оспаривании нормативных актов, не рассмотренные арбитражными судами на 6 августа 2014 года, рассматриваются судами, принявшими их к производству. Дела, которые рассматривались ВАС РФ в качестве суда первой инстанции, не рассмотренные на 6 августа 2014 года, передаются для рассмотрения в ВС РФ. Судебные акты, обжалованные в кассационном порядке в арбитражном суде округа, а также постановления или определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам после 6 августа 2014 года могут быть обжалованы в СК. Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, в отношении которых на 6 августа 2014 года не вынесено определение о передаче дела в Президиум ВАС, передаются в СК. Переданные в Президиум ВАС РФ, но не рассмотренные на 6 августа 2014 года дела передаются на рассмотрение в Президиум ВС РФ.
В соответствии с новой редакцией абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВС РФ и сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума ВС РФ и сохранившие силу постановления Президиума ВАС РФ.
Выводы и рекомендации
Внесенные Законом № 186-ФЗ поправки в АПК РФ влекут существенные изменения судопроизводства на уровне кассационного обжалования и пересмотра судебных актов в порядке надзора. В результате унификации регулирования пересмотра дел второй кассацией и надзорной инстанцией процесс пересмотра решений арбитражных судов в названных инстанциях будет приближен к процессу пересмотра решений судов общей юрисдикции. С учетом отсутствия в АПК РФ указания конкретной Судебной коллегии ВС РФ, которая будет выполнять функции второй кассации, нельзя сделать однозначный вывод о том, какая из судебных коллегий – по экономическим спорам или административная – будет рассматривать налоговые и другие дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений.
Вышеизложенные изменения необходимо принимать во внимание как при инициировании новых экономических споров, так и при оценке перспектив обжалования судебных актов по находящимся в производстве арбитражных судов делам, в том числе с учетом практики судов общей юрисдикции. При отсутствии решений Пленума ВС РФ, отменяющих или изменяющих правовые позиции ВАС РФ, последние могут применяться для обоснования правовой позиции по делу.
Источник