Загрузка...
11.07.2025
3 мин. на чтение

Новый налог на прибыль для МГК. Почему пострадает российский бизнес

Российским участникам международных групп компаний (МГК) хотят повысить налог на прибыль до 15%. Аналог таких правил в мире — механизм Pillar 2. Почему эта инициатива Минфина создаёт проблемы и для бизнеса с российскими корнями, разбирался Владимир Воинов, ведущий юрист «Пепеляев Групп».

Минфин России подготовил законопроект о 15%-ом налоге на прибыль для российских участников международных групп компаний (МГК). Планируется, что изменения в НК РФ вступят в силу с 2026 года.

Подобные правила минимального налогообложения прибыли международных групп компаний разработаны на уровне Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и G20 (механизм Pillar 2). Идея этого механизма проста — международные группы компаний должны платить налог на прибыль, как минимум, по ставке 15% в каждой юрисдикции своего присутствия. Если в какой-то юрисдикции налоговая ставка меньше 15%, прибыль МГК, относящаяся к этой юрисдикции, обкладывается дополнительным налогом — на разницу в ставках. Если такой дополнительный налог не уплачен на уровне участника МГК, который продолжает платить налог на прибыль меньше 15% в бюджет своего государства, этот налог может быть уплачен в бюджеты других государств, где присутствует МГК.

Законопроект Минфина призван предотвратить ситуацию, когда с российской прибыли МГК будет уплачен дополнительный налог в иностранных юрисдикциях.

Уже появились комментарии, где отмечается, что предложенный механизм отличается от модельных правил Pillar 2. В частности, проект Минфина предполагает расчет по каждой компании МГК отдельно, а не в целом, по всем российским участникам конкретной МГК.

Однако не менее важно понять, насколько новые правила согласуются с российским законодательством и с интересами российского бизнеса. С этой точки зрения нужно обратить внимание на следующие вопросы.

  1. Применение новых правил к российским компаниям, капитал которых принадлежит МГК не полностью

Определение МГК дано в НК РФ через правила составления консолидированной финансовой отчетности. При этом в подп. 1 п. 7 ст. 105.16-1 НК РФ сказано, что материнской является компания, которая прямо и (или) косвенно участвует в остальных участниках этой МГК или иным способом осуществляет контроль над ними, и доля участия (наличие контроля) которой является достаточной для того, чтобы финансовая отчетность других участников МГК подлежала включению в консолидированную финансовую отчетность такой компании (либо подлежала бы включению в такую консолидированную финансовую отчетность, если бы такая отчетность составлялась). Таким образом, доля участия иностранной материнской компании МГК в российской организации может быть менее 100%.

Правила минимального налогообложения прибыли МГК, принятые на уровне OECD/G20, предусматривают, что в подобных случаях дополнительному обложению на уровне МГК подлежит только та прибыль, которая относится к МГК:

«A Parent Entity’s Allocable Share of the Top-up Tax of a Low-Taxed Constituent Entity is an amount equal to the Top-up Tax of the Low-Taxed Constituent Entity as calculated under Chapter 5 multiplied by the Parent Entity’s Inclusion Ratio for the Low-Taxed Constituent Entity for the Fiscal Year».

Иными словами, в иностранных юрисдикциях дополнительным налогом может быть обложена не вся прибыль российского участника МГК, а только часть этой прибыли, относящаяся к МГК.

Рассмотрим созданное в РФ совместное предприятие как с иностранным, так и с полностью российским участием (например, ООО с двумя участниками). Пусть, по правилам составления консолидированной отчетности это СП является участником МГК. Допустим этом СП платит налог на прибыль по ставке 5% (IT-отрасль).

По правилам Pillar 2 в такой ситуации МГК должна будет доплатить за рубежом 10% от прибыли такого СП, но только в части, приходящейся на МГК. А законопроект Минфина предусматривает дополнительное налогообложение в отношении всей прибыли СП, в том числе и в части, приходящейся на полностью российское участие, то есть в части, на налогообложение которой иностранные юрисдикции и не претендуют. Это явно несправедливо по отношению к российскому бизнесу.

Полная версия статьи доступна подписчикам портала РБК


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

16.07.2025

Целесообразность 2.0. Даст ли ВС РФ карт-бланш новой доктрине целевой оценки расходов налогоплательщика?

КС РФ еще в 2007 г. разъяснял, что обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности или полученного...

16.07.2025

Журнал «Налоговед» № 7, 2025

«Налоговед» - журнал для профессионалов налогового права. Главные статьи номера: Неопределенные перспективы Глобального...

15.07.2025

Доход ли собственная доля общества? Оценка позиции КС РФ

В начале 2025 г. КС РФ рассмотрел вопрос, возникает ли доход у общества, передавшего имущество выбывшему участнику в счет...

14.07.2025

Правовая определенность при обжаловании решения налогового органа в ФНС России

Когда ФНС затягивает с ответом на жалобу налогоплательщика, тот обращается за решением налогового спора в суд. Пользуясь...