Загрузка...
25.10.2009
4 мин. на чтение

Новое в вечном

По итогам года "Ъ" представляет обзор наиболее значимых нововведений в трех сферах правового регулирования. Изменения в законодательстве и принципах правоприменения комментируют представители юридического и консалтингового бизнеса Петербурга.

Антимонопольное регулирование.

Андрей Пеховский, руководитель корпоративной практики «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
 
В июле 2009 года был принят ряд нормативных актов, вносящих изменения в отношении правил антимонопольного регулирования и контроля. В частности, были внесены существенные изменения в Закон «О защите конкуренции»: 

Контроль действий

В новой редакции закон распространяет свое действие не только на соглашения, которые заключаются между российскими и (или) иностранными лицами, но и на совершаемые ими действия. При этом такие соглашения и действия подпадают под сферу антимонопольного контроля, если они относятся к находящимся на территории России активам или к акциям (долям) российских компаний, либо если они оказывают какое-либо иное влияние на состояние конкуренции на территории России. При такой формулировке под действие российского закона формально подпадают даже любые соглашения между иностранными лицами, заключенные по праву иностранного государства, но каким-либо образом влияющие на конкурентную среду в России. Между тем, механизм выявления таких соглашений российскими уполномоченными органами пока не до конца ясен.

«Вертикальные соглашения»

Существенно изменилось регулирование «вертикальных соглашений» - соглашений между лицами, которые не конкурируют друг с другом на рынке, одно из которых продает, а другое – приобретает товары, работы или услуги. В частности, отменены запреты, прописанные ранее в п.1 ст.11 Закона, создававшие реальные препятствия для бизнеса: невозможность раздела товарного рынка по территориальному принципу, ограничения ассортимента продаваемых/покупаемых товаров, ограничения круга покупателей и продавцов и т.п. Принятые поправки в отношении вертикальных соглашений (включая дистрибьюторские соглашения) прямо не запрещают условия эксклюзивности в той или иной форме. То есть продавцы и покупатели теперь имеют возможность включать более гибкие условия в свои соглашения. Но некоторые запреты закон все же предусматривает. Например, запрещено договариваться о цене перепродажи товара; продавец не вправе запрещать покупателю продажу товаров конкурентов.

Кроме того, Постановление Правительства РФ № 583 от 16.07.2009 г., вступившее в силу 31 июля 2009 года, определяет случаи допустимости некоторых ограничивающих конкуренцию соглашений между покупателями и продавцами – так называемые «общие исключения». Действуют такие исключения до 31 июля 2014 г.

Так, соглашения между покупателями и продавцами могут быть признаны допустимыми, если их доля на рынке составляет менее 35%, они не конкурируют между собой на рынке (исключение - рынок, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи), и если покупатель не производит взаимозаменяемые товары.

При этом также определены условия соглашений, которые не могут быть признаны допустимыми, в результате чего соглашение становится антиконкурентным (к примеру - условия, ограничивающие возможность самостоятельно определять цену перепродажи товара или круг покупателей).

Стороны соглашения, подпадающего под общие исключения, вправе обратиться в ФАС России с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения общим исключениям. Поэтому компаниям рекомендуется проанализировать действующие договоры на предмет их соответствия вступившему в силу Постановлению Правительства и в случае необходимости обратиться в антимонопольный орган для признания соглашений допустимыми с точки зрения антимонопольного законодательства.

Доминирующее положение

Поправки практически устранили существовавший 35% порог для признания компании занимающей доминирующее положение на рынке. Теперь доминирующей может быть признана любая компания, доля которой на рынке составляет менее 35 %, но превышает доли других хозяйствующих субъектов на этом рынке, и при этом такая компания может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке. В этом случае ФАС, проанализировав конкурентную среду, сложившуюся на конкретном рынке, может признать позицию компании доминирующей, даже если ее доля на рынке менее 35%.

Согласование сделок

Либерализацией антимонопольного контроля в отношении экономической концентрации и снижением административного бремени на бизнес можно назвать увеличение более чем в 2 раза пороговых величин для согласования с антимонопольным органом совершаемых сделок (с 3 до 7 миллиардов - в отношении совокупных активов и с 6 до 10 миллиардов - по обороту). Отменено предварительное согласование сделок, совершаемых внутри одной группы лиц, и введен уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50% общего числа голосов в уставном  капитале). Между тем, ужесточаются требования к раскрытию информации при подаче ходатайства или уведомления по сделке, в частности информации о конечных выгодоприобретателях (например, бенефициарах оффшорных компаний).

«Монопольно высокая цена»

Внесены существенные изменения в понятия «монопольно высокая» и «монопольно низкая» цена товара. Для определения «монопольно высокой» цены товара, установленной доминирующей на рынке компанией, закон позволяет применять как затратный метод исследования (оценка суммы расходов, необходимых для производства и реализации товара, и прибыли), так и «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке - при наличии такого рынка  на территории Российской Федерации или за ее пределами). При этом особое внимание заслуживают инновационные продукты - в целях стимулирования их создания новые поправки указывают, что цена на такие продукты, при соблюдении определенных условий, не может быть признана монопольно высокой, какой бы она ни была.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.08.2024

Последствия приостановки СИДН. Двойное налогообложение. Сергей Сосновский

Сергей Сосновский, партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» в Санкт-Петербурге, рассказывает об основных последствиях приостановки действий международных...

Смотреть

29.10.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 11 за 2024 г.

Социальный фонд России может закупать охранные услуги у ЧОП; УФАС посчитало недоказанной недобросовестную конкуренцию...

28.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 21–27 октября 2024 г.

Ряд временных мер поддержки в госзакупках могут стать постоянными; ФАС представила рекомендации по недопущению гринвошинга...

22.10.2024

Журнал «Конкуренция и право» № 5, 2024 (сентябрь-октябрь)

21.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 14–20 октября 2024 г.

Условия для признания цены монопольно высокой скорректировали; в Госдуме разработали рекомендации по регулированию цифровых...