Рынок услуг по подбору временного персонала за прошлый год вырос на 11% до 29,3 млрд руб., говорят данные недавнего исследования Magram MR. А по сравнению с 2011 г. рынок увеличился в объеме вдвое. Выросло и количество агентств занятости, предоставляющих временный персонал: со 195 в 2013 г. до 218 в 2014 г. По мнению ряда аналитиков, рост рынка объясняется увеличением потребностей компаний в персонале для сезонных или проектных работ, но также и тем, что многие предприятия используют схемы найма внештатного персонала для ухода от налогов.
Выведение персонала за штат (аутстаффинг) – это способ управления персоналом, при котором сотрудник состоит в штате одной компании (агентства занятости), а работу выполняет в другой компании. Фактический работодатель и агентство заключают договор об оказании услуг, согласно которому агентство обязуется подобрать для заказчика людей нужной квалификации для временных работ и заключить с ними трудовые договоры. У самого работника никаких прямых договоров с фактическим работодателем нет.
Проблема в том, что законы до сих пор аутстаффинг четко не регулировали, что давало простор для злоупотреблений, говорит Александр Коркин, руководитель петербургской группы практики трудового и миграционного права компании «Пепеляев Групп». Но с 1 января 2016 г. вступает в силу закон о заемном труде, цель которого – защитить права временных работников и покончить со схемами ухода от налогов. «Ведомости» выясняли, какие последствия новый закон будет иметь для работодателей и кадровых агентств.
Сезон с ограничениями
Большинство работодателей нанимают временный персонал со вполне добросовестной целью – на проектные и сезонные работы. Но теперь подбирать персонал на сезонные работы будет сложнее, отмечает Коркин. Главное требование закона – чтобы срок найма не превышал девять месяцев. К тому же по новому закону агентства занятости имеют право предоставлять персонал компаниям только в двух конкретных случаях – для замены отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняются рабочие места, или для трудоустройства на временный проект, связанный с расширением производства или ассортимента услуг.
Люди и функции
Некоторые компании практиковали аутстаффинг, чтобы повысить свою эффективность. Ведь при уменьшении численности штата все показатели эффективности в пересчете на сотрудника улучшаются. Практика, когда люди, выполняющие непрофильные задачи (мерчандайзеры, бухгалтеры, администраторы), передаются во внешние фирмы, пришла из США Но держать сотрудников на аутстаффинге, чтобы улучшить показатели эффективности, с 2016 г. будет невозможно, Работодателям придется принять сотрудников, выполняющих сопровождающие функции, к себе в штат
Временные постоянные
Компании, которые использовали временный персонал как постоянных сотрудников, продолжать эту практику вряд ли смогут, говорят юристы. Речь идет о компаниях, которые нанимали у агентства занятости сотрудников на временные работы, а после многократно продлевали договор с агентством. Есть ограничение на продолжительность временных проектов – девять месяцев, но теоретически за одним временным расширением производства может последовать другое, добавляет Коркин.
Российские суды тоже наработали практику борьбы с недобросовестными фирмами по аутстаффингу. Если агентство занятости имеет лишь одного заказчика, суды усматривают в этом признаки формального характера заключенного договора. Со вступлением в силу закона о заемном труде жизнь нарушителей осложнится еще сильнее – предоставлять временный персонал смогут лишь те агентства, которые пройдут процедуру государственной аккредитации и у которых уставный капитал не меньше 1 млн руб.