Не вклад, а сказка
Банки традиционно пополнили свою линейку сезонными зимними депозитами с более привлекательными, чем обычно, условиями. Несмотря на то, что популярные в названии вкладов слова «новогодний» и «рождественский» запатентовал банк «Восточный Экспресс», многие кредитные организации не отказались от них и в этом году.
«Незамороженные» проценты
Многие банки с 1 декабря ввели сезонные зимние вклады, предложив по ним повышенные ставки. Например, у Банка Москвы по депозиту «Новогодний−2011» максимальная доходность в рублях составляет 10%, тогда как по обычным — 8,25%, у Русского Международного Банка по вкладу «Зимняя сказка» — 10,25%, по остальным ставка не превышает 10%.
Смоленский Банк обещает по депозиту «Лыжню процентам» до 11% годовых вместо максимальной доходности по другим депозитам в 10,5%, Балтинвестбанк по вкладу «Зимняя сказка» — до 9% вместо 8,75% соответственно, Росавтобанк по «Серебру зимы» — до 9,5% вместо 9,25%.
Впрочем, повышенные ставки по зимним вкладам не могут сравниться с теми выгодными предложениями, которые были у банков под конец прошлого года: тогда предлагали открыть депозит под 15% годовых в рублях и получить щедрый подарок.
Вообще в этом году отнюдь не все кредитные организации предлагают по зимним вкладам повышенные ставки. У многих максимальная доходность сопоставима со ставками по обычным депозитам и даже ниже. Среди таких вкладов — «Замороженный процент» банка «Союз», «Снежный» Независимого Строительного Банка, «Зимние узоры» банка «Возрождение».
«Далеко не все банки подняли к Новому году ставки по депозитам. Тенденция на рынке вкладов остается неопределенной, поэтому решение о повышении ставок банк принимает исходя из своих потребностей», — говорит зампред правления «Возрождения» Александр Долгополов.
Кредитные организации надеются нарастить объем депозитов за счет зимних предложений. «В целом прирост вкладов зимой больше, чем в остальное время года. Только в рамках прошлогодней новогодней акции количество вкладов со специальным предложением составило почти 60% от числа всех вкладов, размещенных в этот период», — поясняет начальник управления розничного бизнеса Мастер-Банка Мария Арефьева.
В Смоленском Банке прирост зимних вкладов составляет 15% общегодового прироста. В Росавтобанке прошлой зимой объем депозитов увеличился на 20%. «Если взять общий прирост вкладов за период с зимы 2009 года по осень 2010-го, то он достиг 23%», — уточняет ведущий специалист отдела по работе с частными клиентами Росавтобанка Елизавета Павлова.
По ее словам, хотя многие россияне тратят свои сбережения на новогодние подарки, некоторые ждут именно выгодных банковских предложений. Кроме того, многие получают годовые премии, которые не спешат тратить.
«Новогодний» вклад стал «сказочным»
Скандальная история с банком «Восточный Экспресс», который запатентовал слова «новогодний», «рождественский» и «отпускной» в названиях вкладов, дала о себе знать в этом году.
После того как осенью «Восточный Экспресс» в судебном порядке доказал свои права на эти слова, запретив банку «Российский Капитал» их использовать, некоторые кредитные организации переименовали зимние вклады.
Очень популярным названием стала «Зимняя сказка», хотя раньше оно было не так распространено. В частности, под таким брендом Газпромбанк предлагает вклад, который в прошлом году был «Новогодним», аналогичное изменение претерпел вклад Русского Международного Банка. «Новогодний подарок» Волго-Камского Банка превратился в депозит «Снежный».
Впрочем, многие кредитные организации не пошли на поводу у «Восточного Экспресса», сохранив «запретные» слова в названии своих вкладов. Например, в линейке Росбанка можно по-прежнему увидеть депозит «Рождественский бонус», у банка «ЦентроКредит» — «Новогодний», у самарского банка «Солидарность» — «Рождественский сюрприз», у нижегородского Эллипс Банка — «Новогодний сюрприз».
А некоторые банки стали брать запатентованные слова, называя свои депозиты, только этой зимой. Среди таких вкладов — «Новогодний−2011» Банка Москвы, «Новогодний» банка «Клиентский», «Новогодний» Промэнергобанка, «Новогодний» Энергобанка.
В большинстве опрошенных банков считают, что «Восточный Экспресс» не имел права патентовать слова, и надеются доказать свою правоту через Ассоциацию российских банков, которая намерена оспорить регистрацию этих слов в самом Роспатенте.
«Когда мы вводили такой вклад, то не знали, что «Восточный Экспресс» запатентует это название. Вопрос о законности выдачи патента на общеупотребительные слова неоднозначный и спорный, поэтому мы пока не планируем переименовывать вклад», — поясняет вице-президент банка «ЦентроКредит» Дмитрий Плешков. Сходной позиции придерживаются в Росбанке. В Банке Москвы от комментариев отказались.
Плешков подчеркнул, что на сегодняшний день «Восточный Экспресс» ни с какими претензиями в банк не обращался. «Так что мы будем решать проблемы по мере поступления», — заключил он. В банке «Клиентский» также заявили, что не планируют менять название вклада, пока не будет претензий от «Восточного Экспресса».
Примечательно, что ряд банков просто не знали, что их вклады уже запатентованы. В частности, информация об исключительных правах на слово «новогодний» удивила и вместе с тем возмутила представителей казанского Энергобанка и вологодского Промэнергобанка, у которых вклады так и назывались.
«Мы ничего не слышали об этом, будем изучать вопрос и, возможно, изменим название», — сказали в Энергобанке. В Промэнергобанке сделали это после запроса обозревателя Банки.ру. Буквально на следующий день после обращения в банк он прислал информацию о том, что депозит «Новогодний» будет переименован в «Новогоднюю сказку». Юристы Промэнергобанка полагают, что такое название не нарушает патентных прав.
Эксперты соглашаются: доказать незаконность «Новогодней сказки» гораздо сложнее, чем просто «Новогоднего». «В случае возникновения конфликта использование обозначения «Новогодняя сказка» может быть запрещено судом, если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что оно является сходным до степени смешения с товарным знаком банка «Восточный Экспресс», — замечает руководитель группы по защите интеллектуальной собственности компании «Пепеляев Групп» Александра Пелих.
По ее мнению, это маловероятно, поскольку в названии присутствует слово «сказка», которое имеет другое семантическое значение и меняет смысл названия. «Словосочетание «Рождественский бонус» более спорное, так как слово «бонус» в отличие от слова «сказка» напрямую указывает на финансовые услуги», — считает Пелих.