В январе стали известны детали нового соглашения об избежании двойных налогов, обсуждение которого ведут РФ и ОАЭ. Его результатом может стать ухудшение условий соглашений с другими ближневосточными странами. Минфин подтвердил, что предприятия-банкроты должны уплачивать налог на сверхприбыль, и это может привести к уплате этого сбора, по сути, из кармана кредиторов. Еще Федеральная налоговая служба обновила перечни стран, которые не обмениваются с Россией налоговой информацией и страновыми отчетами.
Одной из важных тем для отрасли остается налог на сверхприбыль крупных организаций. Хотя большая часть налогоплательщиков перечислила обеспечительный платеж в счет уплаты этого налога еще в октябре — ноябре 2023 года, при заполнении декларации многие нашли нюансы, не учтенные при расчете обеспечительного платежа, например в связи с нареканиями к законодательной технике при принятии закона о налоге на сверхприбыль, рассказывает партнер «Пепеляев Групп» Ксения Литвинова. Это не позволило части таких плательщиков сохранить ставку налога на уровне 5%.
Кроме того, ближе к концу января в публичном доступе появилось письмо Минфина № 03-03-06/1/116047, которое поставило точку в споре о необходимости уплаты налога на сверхприбыль обанкротившимися организациями. Перечень лиц, которые не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль, прямо определен законом, и организации-банкроты в этом перечне отсутствуют, а значит, оснований для их освобождения от уплаты нет.
По словам Литвиновой, в некоторых случаях «сверхприбыль» у банкрота возникла в результате продажи в 2021–2022 годах конкурсной массы в виде заложенного имущества. То есть тогда компания не то что не была «сверхприбыльной», но уже находилась в состоянии банкротства.
«Применительно к этой ситуации взимание налога на сверхприбыль представляется абсурдным. Вряд ли цель введения налога — дополнительное лишение кредиторов банкрота существенной части средств, полученных от реализации конкурсной массы».
«Вопрос с уплатой налога на сверхприбыль банкротами явно требует урегулирования на законодательном уровне, в противном случае появляется поле для споров, решить которые под силу будет только Верховному или Конституционному суду», — полагает Литвинова.