Загрузка...
12.05.2021
3 мин. на чтение

Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации

Налоговый мониторинг — новая реальность налогового контроля, отвечающая потребностям цифрового мира; форма налогового контроля, подразумевающая расширенное информационное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами. В рамках мониторинга проверка проводится в режиме реального времени и в условиях прозрачности деятельности компании для инспекции, что кардинально отличается от традиционных камеральной и выездной налоговых проверок. При этом цифровизация взаимоотношений компании и инспекции, открытость внутренних процессов компании для проверяющих в рамках налогового мониторинга в дальнейшем будет значительно увеличиваться, что прямо следует из вектора правового регулирования этого института. К числу неоднозначных моментов мониторинга можно отнести возможность ФНС России пересмотреть его результаты в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции, а также отсутствие публичности мотивированных мнений.

1. Налоговые органы и цифровизация

Не секрет, что российское государство уже достаточно давно взяло масштабный курс на цифровизацию различных сфер жизни. При его реализации налоговые органы всегда играли заметную роль.

Так, например, одной из целей принятой еще в 2002 г. федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» [1] являлось создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий. Задачей программы было, в частности, совершенствование взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами.

В числе органов, ответственных за выполнение программы, выступало и Министерство по налогам и сборам РФ — в части реализации среди прочего электронного документооборота между органами власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении налоговой отчетности, создания системы мониторинга и анализа финансово-экономической деятельности организаций государственного сектора экономики.

В соответствии с государственной программой «Информационное общество (2011–2020)» [2] на Федеральную налоговую службу России (ФНС России) была возложена ответственность за создание системы хранения электронных документов для поддержки авторизованного юридически значимого электронного документооборота между субъектами налоговых отношений.

Сейчас ФНС России является одним из общепризнанных лидеров в области реализации государственной политики по цифровизации [3]. Как было отмечено в Постановлении Совета Федерации, «ФНС России активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы „Налог-3“. Среди успешно работающих электронных сервисов и проектов ФНС России можно отметить автоматизированную систему контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), автоматизированную систему контроля применения контрольно-кассовой техники, интерактивные сервисы „Личный кабинет налогоплательщика“, „НДС-офис иностранной организации“, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (основа для единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), „Прозрачный бизнес“, мобильное приложение для самозанятых граждан „Мой налог“» [4].

Читать полностью: журнал "Закон"

_________________________________________________________________________________________________________

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65.
[2] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. В настоящий момент утратила силу.
[3] См., напр.: ФНС лидирует в госсекторе РФ по внедрению LegalTech // РГ. 2020. 9 окт. URL: https://rg.ru/2020/10/09/fnslidiruet-
v-gossektore-rf-po-vnedreniiu-legaltech.html
; «С России берут пример, к нам приезжают учиться» // Коммерсант. 2019. 21 нояб. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4165008 (дата обращения: 06.04.2021).
[4] Постановление Совета Федерации от 17.02.2021 № 47-СФ «О реализации мер налоговой политики, направленных на
стимулирование экономического роста».

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.02.2025

Новости экологии: экологический сбор, вторичное сырье, утилизация отходов, ГЭЭ, РОП

В этом видеоролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о новых Правила взимания экологического сбора, утвержд...

Смотреть

28.04.2025

Агитация за счастье: в чем проблема новой системы налогового мониторинга

К началу 2025 года, по данным Аналитического портала ФНС, к системе налогового мониторинга было подключено 768 российских...

28.04.2025

Налоговые новости. Дайджест за 21-27 апреля 2025 г.

Главные новости: Минфин: до 2030 г. базовые налоговые условия закреплены и останутся неизменными; для предпринимателей на...

27.04.2025

Какие налоговые изменения обернутся проблемами в бизнесе

В 2025 предприниматели региона встретились с рядом серьезных налоговых нововведений. Какие из них серьезнее всего повлияют...

24.04.2025

Субсидия, выплаченная в качестве компенсации ущерба, не подлежит включению в состав доходов по УСН

18 апреля Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС24-23706 по делу № А09-12215/2023, в котором разъяснил, подлежит ли включению...