Налоговики хотят улучшить судебную статистику новыми методами
Новое руководство Федеральной налоговой службы (ФНС) придумало свой способ улучшить судебную статистику.В прошлом году компании успешно оспорили в суде претензии на 170 млрд руб. Если раньше речь шла о повышении квалификации инспекторов на местах, то сейчас центральный аппарат активно собирает информацию о процедурных нарушениях, на которые ссылаются налогоплательщики в своих исках. Соответствующий приказесть в распоряжении «Маркера» недавно был разослан во все налоговые инспекции страны. Именно процедурные нарушения в последнее время становятся основанием для признания претензий ФНС необоснованными.
Налоговики проигрывают по-крупному
В судах ФНС выигрываетсогласно статистике Федеральной налоговой службы 71% общего количества дел, но свыше 54% сумм исков оспаривается компаниями. Серьезную головную боль стали доставлять иски, не поддержанные судами из-за процедурных нарушений. Например, представителей компаний часто не приглашают на рассмотрение итогов дополнительных налоговых мероприятий.встречных проверок, допросов свидетелей Суды расценивают это как существенное нарушение прав налогоплательщика и встают на сторону компаний. Для ФНС это особенно неприятно: претензии отвергаются не по сути, а из-за нарушений правил проверок.
Новый метод защиты компании начали применять сравнительно недавно. Ранее суды редко принимали во внимание процедурные нарушения, но теперь таких делрассказал «Маркеру» руководитель налоговой практики компании «Пепеляев групп» Юрий Воробьев все больше и больше. Дело в том, что Налоговый кодекс не во всех случаях четко описывает действия налоговых инспекторов при проведении дополнительных налоговых мероприятий.
ФНС собирает статистику, чтобы разработать контрмеры
Согласно распоряжению нового заместителя руководителя ФНС Светланы Андрюхиной, региональные управления обязаны немедленно сообщать в центральный аппарат о всех судебных исках, в которых налогоплательщики жалуются на нарушение правил проведения налоговой проверки.
Главное для ФНСговорит источник «Маркера» в Федеральной налоговой службе — собрать статистику нарушений, чтобы впоследствии прописать все необходимые правила либо непосредственно в Налоговом кодексе, либо во внутренних разъяснениях налоговой службы. Это не позволит компаниям оспорить решения только на основании процедурных нарушений. Кроме того, центральный аппарат поможет региональным инспекциям в досудебном обжаловании претензий.