Загрузка...
21.02.2025
5 мин. на чтение

На каждый плюс свой минус

en

С 1 января 2025 г. в России стартовала налоговая амнистия при дроблении бизнесаФедеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».. Налогоплательщики, которые добровольно отказались от применения таких схем и соблюдают ряд условий, смогут избежать доначисления налогов, пеней и штрафов по результатам налоговых проверок за 2022–2024 гг. Возможность перестроить свой бизнес, избежав при этом налоговой ответственности, — идея заманчивая. Но с точки зрения антимонопольного и закупочного законодательства структурные изменения в компании и отказ от дробления могут вызвать немало вопросов, считает партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская. К примеру, если воспользоваться амнистией решит субъект малого предпринимательства.

Участие субъектов малого предпринимательства (далее — СМП) в государственных закупках далеко не редкость. Более того, заказчики в силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) обязаны осуществлять определенный процент закупок именно у таких хозсубъектов и проводить конкурентные процедуры, участниками которых могут быть только СМП. Но что, если в результате амнистии субъект, являющийся участником или исполнителем в госзакупках, утратит статус СМП? Или выяснится, что он незаконно использовал этот статус ранее и дробил бизнес? Давайте разберемся.

Полагаем, что утрата статуса СМП может повлечь риски, если это произойдет на стадии определения поставщика (исполнителя). Например, когда на дату подачи заявки на участие в закупке сведения об этом лице имелись в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Реестр), но к моменту ее рассмотрения были уже оттуда исключеныСмоделировать ситуацию, при которой хозсубъект, изначально не имеющий статута СМП на момент подачи заявки, был бы допущен к участию в торгах, не представляется возможным ввиду особенностей процедуры регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок.. В таком случае комиссия заказчика может отклонить заявку как не соответствующую требованиям тендерной документации.

С позиции антимонопольного органа, комиссия по закупкам не лишена также права при рассмотрении заявок проверить фактический статус участника в Реестре, в том числе если представлена декларация об отнесении этого хозсубъекта к СМП (Решение Ульяновского УФАС России от 20.07.2022 по делу № 073/06/106-385/2022). Можно заключить, что отклонение заявки в связи с отсутствием в Реестре сведений об участнике на тот момент, когда комиссия рассматривает и оценивает заявки, абсолютно правомерно.

Тем не менее комиссия заказчика далеко не всегда добросовестно исполняет свои обязанности, не проверяя должным образом достоверность информации о принадлежности хозсубъектов к СМП. И нередко победителем закупки, участвовать в которой могут только СМП, становится лицо, таким статусом не обладающее (Постановление АС ЦО от 31.05.2023 по делу № А83-1630/2022). Не ставший победителем может подать иск о признании недействительными результатов торгов и заключенного контракта, а также о применении последствий недействительности сделки к госконтракту. Вполне вероятно, суд удовлетворит такой иск. Другими словами, утрата статуса СМП для того, кто решил воспользоваться амнистией, может вызвать вопросы при заключении (исполнении) госконтракта.

Вопрос же о незаконности дробления бизнеса более деликатный применительно к участию в торгах. Очевидно, что действия в обход закона не должны давать совершающему их хозсубъекту каких-либо преимуществ, в том числе в сфере госзаказа. При этом если сама по себе утрата статуса СМП служит законным основанием (п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ) для отстранения участника от торгов, то факт незаконного дробления с точки зрения закупочного законодательства не содержит состава правонарушения.

Проведем параллель.


Пример
Компания, чтобы получить преимущества на торгах, предоставила заведомо ложные сведения о том, что является организацией инвалидов (особенности порядка участия этих субъектов в госзакупках регламентированы ст. 29 Закона № 44-ФЗ). В результате контракт был заключен на более выгодных для нее условиях: с наценкой на оказываемые услуги 15% от цены контракта. Антимонопольный орган усмотрел в ее действиях лишь признаки мошенничества, совершенного лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ), и передал материалы дела в правоохранительные органы (Решение Татарстанского УФАС России от 18.01.2021 по делу № 016/01/14.8-124/2020).

Можно предположить, что если антимонопольный орган установит факт получения участником закупки преимущества за счет незаконного дробления бизнеса, это тоже будет расценено как нарушение не закупочного, а уголовного законодательства.

А как обстоят дела с точки зрения законодательства о защите конкуренции, есть ли вероятность, что действия по искусственному дроблению будут квалифицированы как нарушение?

Как показывает правоприменительная практика антимонопольного органа, в некоторых случаях действия участника торгов, выраженные во введении в заблуждение комиссии заказчика, могут быть квалифицированы в качестве акта недобросовестной конкуренции (Решение Ростовского УФАС России от 22.04.2021 по делу № 061/01/14.8-1700/2020). В частности, если хозсубъект предоставляет фиктивные документы, подтверждающие его соответствие установленным требованиям. Согласно подходу контролирующего органа, подобные действия фактически направлены на получение преимуществ перед другими участниками торгов при осуществлении предпринимательской деятельности и нарушают запрет на недобросовестную конкуренцию, установленный ст. 14.8 Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Отметим также, что в качестве санкции УФАС предписало нарушителю перечислить в бюджет весь доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Суды трех инстанций поддержали эту позицию (Постановление АС СКО от 25.02.2022 по делу № А53-15976/2021).

С учетом изложенного нельзя исключать риск, что незаконное дробление бизнеса может быть квалифицировано в качестве акта недобросовестной конкуренции, если оно будет предоставлять хозсубъекту преимущества в предпринимательской деятельности.

Прежде чем совершать любое юридически значимое действие, каким бы заманчивым оно ни казалось, надо вдумчиво и всесторонне проанализировать весь спектр рисков и последствий. Налоговая амнистия — показательный пример: с точки зрения налогового законодательства ее применение может принести хозсубъекту немалую выгоду, а вот с точки зрения антитраста и закупочного законодательства могут возникнуть новые риски.

Источник: «Конкуренция и право»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.12.2024

Итоги встречи Антимонопольного клуба

В видеоролике – подробности новой клубной встречи, на которой эксперты «Пепеляев Групп» обсудили практику по картельным искам прокуроров, контур рисков для ...

Смотреть

21.02.2025

Прокурорские иски по картелям. Возможна ли солидарная ответственность?

Вопрос привлечения к ответственности той или иной группы лиц без выявления вины каждого из них имеет давнюю историю. Развитие...

17.02.2025

Конкуренция и право. Обзор за 10–16 февраля 2025 г.

Госдума приняла в 1-м чтении законопроекты о создании ГИС «Антикартель» и о требованиях к рекламе; предложено изменить...

10.02.2025

Конкуренция и право. Обзор за 3–9 февраля 2025 г.

Минфин выпустил разъяснения о предоставлении нацрежима; ФАС утвердила порядок проверки представленных заказчиком документов...

03.02.2025

Конкуренция и право. Обзор за 27 января – 2 февраля 2025 г.

Изменены правила определения страны происхождения товаров для госзакупок в ЕАЭС; обновлен порядок выдачи разрешений ...