Минфин закрывает очередной офшорный канал экономии на налогах
Минфин продолжает борьбу с офшорами. Сегодня президиум правительства рассмотрит проект изменений в соглашение о двойном налогообложении России с Люксембургом. Новый документ закроет лазейку в законодательстве, позволяющую экономить на сделках с недвижимостью.
В соответствии с рекомендациями ОЭСР в документе изложена новая редакция статьи 26 соглашения «Обмен информацией», направленная на улучшение эффективности обмена информацией между налоговыми органами России и Люксембурга. Обмен ею будет осуществляться по любым налогам.
Таким образом Минфин продолжает свою линию по борьбе с выводом капитала за рубеж, комментирует старший партнер «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин. «Дополнения в части обмена информацией между налоговыми органами направлены, очевидно, на увеличение прозрачности холдингов с участием люксембургских компаний, которые действительно в последнее время стали довольно популярны среди специалистов по налоговому планированию», — говорит юрист.
Поправки будут, скорее всего, направлены на более четкое прописывание процедуры и оснований для обмена информацией, а также на сужение оснований для отказа в предоставлении информации, прогнозирует юрсоветник компании Salans Борис Брук. «Хочется надеяться, что внутреннее законодательство Люксембурга не позволит использовать данный механизм для злоупотребления российскими налоговыми органами своим правом на получение информации», — говорит он.
Минфин пошел по проторенной ранее с Кипром дороге, а именно по пути точечного изменения соглашения, направленного на предотвращение использования Люксембурга в качестве инструмента искусственной налоговой оптимизации. «Однако кипрский опыт показал, что «благородный порыв» российского финансового ведомства может по-прежнему натолкнуться на оговорку о противоречии публичному порядку, которая превратит информационный обмен в иллюзию», — замечает глава отдела налоговой практики компании «Самета — Налоговый и правовой консалтинг» Андрей Панфилов.
Люксембург будет поставлен в равные конкурентные условия по сравнению с другими европейскими государствами, являющимися главными инвесторами в российскую экономику (Нидерландами и Кипром). Так, люксембургские компании, получающие дивиденды от российских «дочек», будут обязаны платить российский налог на доходы иностранных организаций по ставке 5%, а не 10%, отмечает г-н Брук.
«Именно этот вопрос, насколько нам известно, был катализатором инициированных Люксембургом переговоров по изменению существующего соглашения, поскольку по данному параметру Люксембург серьезно уступал своим основным конкурентам — Кипру и Нидерландам», — рассказывает он.
Кроме того, статьи 6 «Доход от недвижимого имущества» и 10 «Дивиденды» соглашения будут дополнены положениями, позволяющими облагать доходы, выплачиваемые по паям инвестфондов, включая фонды недвижимости, а статья 13 «Доходы от прироста стоимости имущества» дополнена положениями, позволяющими облагать доходы от отчуждения акций компаний, капитал которых на 50% и более представлен недвижимым имуществом. Действующие соглашения не позволяют России претендовать на налогообложение таких доходов, хотя в рамках российского налогового законодательства предпосылки для такого налогообложения имеются.
В случаях дополнения в части доходов от недвижимого имущества и доходов от прироста стоимости имущества главная цель изменений — повлиять на распространенную практику продажи недвижимого имущества в России через формальную продажу компании — собственника этого имущества, объясняет г-н Ахметшин. В случае принятия изменений, если активы компании более чем на 50% состоят из недвижимого имущества на территории России, доход от таких сделок будет облагаться в России, то есть по месту нахождения недвижимого имущества.
Глава налоговой практики международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов считает соглашение вторым по важности после кипрского. Оно важно, во-первых, в связи с изданием новой типовой конвенции, а во вторых, в связи с тенденцией ограничения возможности использования подобных благоприятных налоговых юрисдикций. «Люксембург — традиционная европейская юрисдикция с достаточно благоприятным внутренним налоговым режимом. Поэтому она весьма популярна», — говорит он.
С точки зрения государства это нормальный и цивилизованный способ международного сотрудничества, говорит глава комитета по налоговому учету и администрирования организации «ОПОРА России» Сергей Зеленов. «На мой взгляд, такое соглашение вряд ли будет болезненно воспринято российским бизнесом, потому что, во-первых, Люксембург далеко не самый популярный офшор в России, во-вторых, предприниматели, использующие при оптимизации страны с льготным налогообложением, далеко ушли от банального treaty shopping, к выявлению которого привыкли наши налоговые органы», — размышляет он.