Петербургский международный юрфорум собрал вместе ведущих российских юристов. На полях форума "Право.ru" поговорило с одним из них – Сергеем Пепеляевым, управляющим партнером "Пепеляев Групп", о лоббизме и праве, проблемах юристов с "бешеным принтером" и внезапными поправками в законопроекты, а также о важной роли юрконсультантов.
О безопасном юридическом лоббизме
"Бизнес и государство не живут в безвоздушном пространстве – учитывать интересы друг друга обречена и та, и другая сторона. Слово "лоббизм" некогда было ругательным: говорили, что в Советском Союзе нет секса и нет лоббизма. Но теперь и то, и другое появилось. Вопрос о том, что секс должен быть безопасным, и лоббизм, наверное, тоже. Если серьёзно, речь идет о нормальных правовых институтах взаимодействия власти и общества по вопросам законопроектной деятельности. Слава богу, это потихоньку развивается.
Но форум можно рассматривать как цивилизованный инструмент лоббизма. Ведь главное – не просто продавить решение силой, а объяснить, что такие решения нужны и почему они нужны. Например, на природоохранной сессии мы будем обсуждать злободневный вопрос. Есть платежи за загрязнение окружающей среды, но они нужны не сами по себе, чтобы у бюджета появился дополнительный источник дохода, а чтобы стимулировать компании к внедрению таких технологий, которые бы сокращали размер выплат и соответственно размер платежей. Последнее должно по замыслу происходить двумя способами: меньше выбросов – меньше база – меньше платежей, и, с другой стороны, если компания несет затраты на природоохранные мероприятия, они тоже должны уменьшать базу платежей. Во многих странах именно через такой метод пряника добились потрясающих успехов. Подобные нормы у нас есть, но по ряду бюрократических причин они не работают, и предприятия вынуждены годами добиваться возврата средств. Мы хотим показать, что нужно предпринять, чтобы мы дышали свежим воздухом".
О роли экспертов
"Эксперты востребованы больше не для того, чтобы инициировать нововведения в законодательство, но чтобы кто-то из власть предержащих мог получить одобрение собственной позиции и сказать: законопроект посмотрели эксперты и всё хорошо! Эксперт нужен только для того, чтобы на него сослаться – и это немного печально".
Об актуальных проблемах бизнеса и "законе о законах"
"Первая проблема – бизнес страдает от обилия нормативного регулирования. Наш парламент, вероятно, является чемпионом мира по количеству нормативных актов, когда по пятьсот законов принимается в год – это много. А на их основе появляются подзаконные акты, и Минюст регистрирует больше 5500 подзаконных нормативных актов в год.
Вторая проблема, тоже связанная с законодательством, – это неожиданность появления поправок. Они могут появляться во втором чтении, менять полностью смысл законопроекта. Это пример нецивилизованного лоббизма. Уже много лет говорится о необходимости принятия "закона о законах", который стандартизировал бы парламентскую процедуру и ввел ее в нужное русло, но воз и ныне там. Понятно, почему прежде всего сами парламентарии этому противятся: для них поправки в любые законы – это бизнес, и зачем же им его подрывать. Но если стороны не ограничат свою алчность в этом процессе, то когда-то и не за горами может произойти "взрыв".
О плюсах юридического форума
"Форум – пример цивилизованного лоббизма, когда бизнес, юристы и государство открыто заявляют о своей позиции. Бизнес говорит, мы сталкиваемся с такими-то проблемами, подскажите, что делать. Эксперты обсуждают тему, рассматривают варианты и предлагают что-то конкретное. В ходе сессий, где аудитории предложено высказать свою позицию голосованием после озвученного мнения экспертов, мы получаем конечный продукт – готовый вариант решения проблемы, одобренный экспертным сообществом. С этими предложениями можно пойти в госорганы и сослаться на экспертную позицию".
О роли юрконсалтинга
"Роль юрконсалтинга в этом процессе важна, поскольку юристы на стыке этой проблематики. Бизнес обращается к юрфирмам по наиболее острым вопросам. Сейчас многие юридические департаменты крупных компаний работают как самостоятельные юрфирмы, и к консалтингу обращаются за «тонкими настройками». И чтобы оценить эти настройки и то, что происходит с темой в широком плане, а не только в одной отрасли и на одном предприятии, – здесь и нужны консультанты.
Ты должен раскрыть клиенту весь спектр возможностей и предложить то, что считаешь оптимальным. Это не означает, что консультант должен принимать на себя риск выбора: риск всегда лежит на бизнесе. Консультанты не торгуют индульгенциями и отпущение грехов не проводят. Бизнес должен это понимать, но и консультант должен иметь определенную смелость и рекомендовать решение. Универсальное правило: раскрой все возможности и порекомендуй одну".