Лоббизм хотят отдать на откуп профессиональным юристам
Принятие закона о лоббистской деятельности затормозилось, поэтому доводить проблемы бизнеса до власти будут юристы, рассказал РБК daily полпред правительства в Совфеде Андрей Яцкин. Однако крупный бизнес не хочет, чтобы его рупором перед чиновниками были юркомпании. Пока не будет принят специальный закон, на российском лоббизме будет лежать тень коррупции, говорят эксперты.
«Законопроект о лоббизме не заморожен, над ним ведется работа, он должен пройти все парламентские процедуры. В ближайшие два года мы можем только подойти к конкретным предложениям. Нужно будет выработать и антикоррупционные подходы, связанные с лоббизмом», — рассказал РБК daily на Втором петербургском международном юридическом форуме полномочный представитель правительства в Совфеде Андрей Яцкин.
Он отметил, что на начальном этапе будет выработан добровольный этический кодекс деятельности лоббистских компаний: «Поскольку сегодня основную массу лоббистской деятельности осуществляют юридические компании, то есть люди, которые умеют работать с информацией, аргументировать свою позицию, — то кодекс лоббистов будет добровольным. Если такой подход закрепится на нашей земле, то он может превратиться в норму закона».
Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев уверен, что юристы наиболее подготовлены для лоббизма в профессиональном плане, так как лоббизм связан с принятием правовых решений. «Какова должна быть форма таких решений — сугубо юридический вопрос. Юрист тонко чувствует грань между лоббизмом и коррупцией, между допустимыми и недопустимыми методами взаимодействия с представителями власти», — комментирует он.
Лоббистская деятельность — один из секторов коррупционного рынка, поэтому бюрократия не заинтересована в принятии специального закона о лоббизме, так как такая деятельность сразу потеряет для нее коррупционную привлекательность, считает глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
По данным главы Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, в США официально работают 15 тыс. лоббистов, также как и в ЕС, а в Канаде таких 5 тыс. При этом если в России рынок лоббистских услуг составляет примерно 100 млн долл., то в США этот показатель перевалил через отметку 3 млрд.
Как пояснил РБК daily экс-глава экономического управления администрации президента в 1997—2004 годах Антон Данилов-Данильян, «Деловая Россия», ТПП и РСПП выступают за отдельный закон о лоббистской деятельности. «Де-факто эти организации уже являются лоббистами, однако хотели бы четкой правовой институализации своей деятельности», — рассказывает предприниматель. По его словам, бизнес-сообщество не собирается отдавать монополию на лоббистскую деятельность юристам и адвокатскому сообществу.