Один из экспертов рассказал, что на практике действительно возникают ситуации, когда территориальная подсудность дела об административном правонарушении определяется произвольно. Вторая полагает, что из изложенных в определении доводов заявителя трудно понять сущность его претензий. Третий считает спорным подход КС к определению территориальной подсудности, но в то же время отметил, что данный вопрос в контексте рассматриваемого дела не является предметом конституционного контроля. Четвертая убеждена, что произвольное определение территориальной подсудности в настоящее время маловероятно и все неясности устранены сложившейся судебной практикой.
Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина подчеркнула, что вина юрлица в совершении административного правонарушения проявляется в виновном действии (бездействии) физического лица, выступающего от имени такой организации, о чем неоднократно высказывался КС (постановления от 25 февраля 2014 г. № 4-П; от 14 апреля 2020 г. № 17-П; от 21 июля 2021 г. № 39-П). То есть привлечение к административной ответственности должностного лица практически означает наличие оснований для привлечения к ответственности соответствующего юридического лица, пояснила она.
В то же время эксперт добавила, что в ст. 2.1 КоАП Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ внесены изменения. В частности, введена ч. 4 ст. 2.1, которой установлено, что юрлицо не подлежит административной ответственности за совершение правонарушения при одновременном соблюдении двух условий:
- должностное лицо или иной работник данного юрлица за это нарушение привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юрлица, привлечен к административной ответственности;
-
таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Эксперт заметила, что толкование Конституционным Судом ч. 7 ст. 7.32 КоАП не является новым – аналогичная позиция содержится, например, в Письме ФАС России от 22 марта 2018 г. № РП/19241/18.
«Произвольное определение территориальной подсудности дела об административном правонарушении в настоящее время маловероятно. Все неясности положений ст. 29.5 КоАП устранены сложившейся судебной практикой. Например, подробно о порядке определения территориальной подсудности высказывался Пленум ВС в Постановлении № 5. Однако это не исключает злоупотреблений со стороны органов, привлекающих к ответственности, а также судов».
Эксперт пояснила, что известны частые случаи, когда для изменения подсудности назначается административное расследование, которое фактически не проводится.