Последние и единственные изменения в законодательное регулирования трансфертных цен произошли в начале апреля текущего года. Однако законодатель не оправдал надежд налогоплательщиков, которые ожидали устранения существенных недостатков, которых, к сожалению, в действующем законе в избытке.
Изменения коснулись только переходных положений закона. Срок подачи уведомлений о контролируемых сделках за 2012 г. отодвинут с 20 мая 2013 г. на 20 ноября 2013 г. Дата, начиная с которой налоговый орган сможет запрашивать подтверждающую документацию по сделкам этого периода, с 1 июля 2013 г. перенесена на 1 декабря этого года. И наконец, крайний срок принятия решений о проведении налоговой проверки контролируемых сделок за 2012 г. отложен до 30 июня 2014 г.
Иными словами, даты совершения ряда процедур налогового контроля по контролируемым сделкам 2012 г. отложена на полгода. Полагаем, это обусловлено признанием того, что ни налоговые органы, ни налогоплательщики еще не готовы к контролю.
По-прежнему множество вопросов у бизнеса вызывает право налоговых органов контролировать для целей налога на прибыль внутрироссийские сделки компаний, находящихся на общем режиме налогообложения и не пользующихся никакими льготами. Такой подход противоречит международной практике контроля трансфертных цен. Кроме того в настоящее время закон не позволяет проводить симметричные корректировки налоговых обязательств компаний, участвующих в сделке, если одна из сторон проводит корректировку своей налоговой базы добровольно. Это означает реальные финансовые потери внутри группы компаний. Такое право возникает только в том случае, если корректировку налогов произвел налоговый орган по итогам проверки. Отсутствие права на добровольную симметричную корректировку налогов существенно снижает мотивированность налогоплательщиков на подобные действия.
Большие проблемы испытывают компании финансового сектора (банки, страховые организации и т.п.), так как действующий закон не учитывает специфику этой сферы экономики. Например, в случае необходимости тестирование рентабельности контролируемого банка с рыночным уровнем рентабельности, это требование выполнить практически невозможно, так как на рынке нет неафилированных банков. Рассчитать показатели рентабельности также крайне затруднительно, так как закрепленный в законе порядок расчета соответствующих показателей учитывает специфику только тех налогоплательщиков, которые используют общую систему бухгалтерского учета, тогда как бухгалтерский учет банков принципиально отличен от общей системы.
Эти и множество других вопросов контроля за трансфертным ценами требуют разрешения на законодательном уровне.
На сегодняшний момент, пожалуй, одной из основных тем, волнующих заинтересованных налогоплательщиков, является проблема заполнения уведомлений о совершении контролируемой сделки. Безусловно, это не самая большая проблема, но самая актуальная, так как подача таких уведомлений - это обязательное действие, которое обязана совершить организация, совершившая хотя бы одну контролируемую сделку. После того, как ФНС России разработала форму и порядок заполнения уведомлений о совершении контролируемых сделок, это неожиданно стало большой головной болью для организаций. Особенно для тех, которые заключают сделки по поставкам товаров в широком ассортименте.
Основная причина этой проблемы в том, что как представляется налоговый орган расширил требования к подаче информации в уведомлении по сравнению с требованиями закона. Например, если закон требует предоставить информацию лишь о сумме полученных доходов и (или) расходов по контролируемой сделке, то налоговый орган требует предоставить информацию о каждом случае изменения цены товара в течение периода. Даже если такое изменение цены товаров вызвано изменением курса иностранной валюты, если цены на товар определены не рублях. Это, во многом, обусловлено тем, что под сделкой налоговый орган понимает, каждую транзакцию по поставке товаров, а не исполнение договора в целом. Налогоплательщик должен также определить статистический код каждой товарной позиции, что определенно выходят за рамки требований закона. Эти и другие требования налоговиков приводят к тому, что налогоплательщики вынуждены подавать сведения практически о каждой транзакции, которые порой могут исчисляться миллионами. Налогоплательщики вынуждены закупать дорогостоящее программное обеспечение, чтобы обеспечить требования налоговиков, во многом чрезмерные.
Поэтому сейчас стоит задача найти оптимальный вариант заполнения уведомления о контролируемой сделке, что позволит с одной стороны, не нарушить закон, а с другой стороны удовлетворить требованиям налогового органа в разумных пределах.
На сегодняшний день установлена ответственность в размере 5 000 рублей за неподачу уведомлений или подачу недостоверных сведений. Ввиду незначительности санкции, ряд налогоплательщиков высказывает намерение не подавать уведомление вообще.
Однако мы считаем такой вариант поведения неразумным, так как последствием будет даже не столько наложение штрафа, сколько риск того, что налоговики предъявят обвинение в уклонении от налогового контроля и будут проверять соответствующие сделки в первую очередь. Поэтому здесь тоже стоит задача найти разумный компромисс между требованиями налоговых органов и возможностями налогоплательщиков и их обязанностями в соответствии с НК РФ.