Загрузка...
18.05.2023
2 мин. на чтение

Конституционный суд разрешил фотографировать материалы таможенной проверки и делать выписки из них

Законодательство прямо не предусматривает особого порядка ознакомления с материалами таможенной проверки, в результате оно толковалось таким образом, что у декларантов была только одна возможность — визуальный осмотр материалов, без возможности делать выписки и копировать документы (в том числе с применением фотоаппаратуры). КС РФ посчитал подобное толкование п. 2 ст. 235 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании <…>» (далее — Закон) неконституционным (постановление от 28.04.2023 № 22-П).

Руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдар Султанов отметил, что Конституционный Суд РФ, опираясь на ранее выработанные правовые позиции о недопустимости введения таких условий, которые блокировали или неоправданно затрудняли бы доступ к государственной защите прав и свобод (Постановление от 10 января 2023 года N 1-П), пришел к выводу, что «в целях обеспечения права на эффективное оспаривание решения таможенного органа как в административном, так и в судебном порядке лицу должна быть гарантирована вытекающая из принципов состязательности и равноправия сторон спора возможность доступа к документам и материалам, положенным в основание оспариваемого решения, а равно фиксации содержащихся в них сведений».

Крайне важным является вывод Конституционного Суда РФ о том, что «…поскольку именно проверяемое лицо заинтересовано в осуществлении копирования (фотографирования) материалов таможенной проверки и именно оно определяет для себя необходимый объем документов, нуждающихся в таком копировании (фотографировании), данное лицо самостоятельно несет любые расходы, связанные с использованием технических средств и (или) расходных материалов». То есть, не государственный орган, не суд, а именно лицо осуществляющее защиту определяет необходимый объем документов, нуждающихся в таком копировании.

Это особенно важно, поскольку иногда суды отказывали в истребовании информации, полагая, что с учетом того, что бремя доказывания лежит на государственном органе. Однако, само по себе такое распределение бремени доказывания, не является гарантией того, что государственный орган представит доказательства, подтверждающие незаконность действий государственных органов. Поэтому поход Конституционного Суда РФ как бы напоминает, что конституционная свобода поиска и получения информации является именно свободой.

Источник: «ЭЖ-юрист»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.10.2024

Правила продажи доли банкрота в уставном капитале общества. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о правилах продажи доли банкрота в ус...

Смотреть

12.12.2024

Защита бизнеса через Конституцию: кому подходит и когда возможно

Конституционный суд часто воспринимают как последнюю инстанцию в защите бизнеса, куда обращаются, когда исчерпаны все остальные...

06.12.2024

Позиции ВС и КС - 2024, которые всех запутали. Рекомендации, как их применять

Из статьи узнаете, как применять позиции ВС и КС, по которым у судов в 2024 году сложилась противоположная практика. Разобрали...

22.11.2024

Клише, формализм, трансформация материального состава в формальный или системная ошибка при привлечении к административной ответственности?

В статье руководителя представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдара Султанова анализируется проблема...

19.11.2024

Корпоративные споры в Верховном суде: свежие кейсы

С начала 2024 года коллегия по экономическим спорам Верховного суда рассмотрела 20 корпоративных споров (при том, что...