Содержание принципов
Принципы взаимодействия участников цифровых рынков разработаны исходя из опыта антимонопольных расследований ФАС России и иностранных регуляторов, служат базой для саморегулирования этой сферы и не обладают нормативным действием.
Зафиксированы пять принципов.
1. Разумная открытость цифровых платформ.
Механизмы функционирования платформы должны раскрываться до такой степени, чтобы пользователь понимал, как он получает информацию и какие сведения о нем представлены. Под пользователями понимаются все стороны рынка, в том числе продавцы товаров и услуг, а не только конечные потребители. Антимонопольные регуляторы многих стран выявили, что некоторые платформы, занимающие доминирующее положение, в собственных интересах манипулируют процессом передачи информации третьим лицам.
2. Нейтральное отношение ко всем сторонам рынка.
Запрещено, чтобы цифровые платформы устанавливали преимущественные условия для своих сервисов по сравнению с условиями конкурентных сервисов.
Дело «Яндекса»
В августе 2020 г. группа российских онлайн-сервисов, включая ЦИАН и «Авито», направили в ФАС России жалобу, обвинив «Яндекс» в злоупотреблении доминирующим положением. По их мнению, обогащенные ответы в результатах поиска имеют преимущество и позволяют пользователям удовлетворять свой запрос без перехода на другую страницу. Компании также утверждали, что попасть в такие блоки могут только сервисы «Яндекса», из-за чего другие сайты теряют трафик. ФАС России вынесла предупреждение от 20.02.2021 № МШ/13049/21, в соответствии с которым «Яндекс» обязан прекратить давать собственным сервисам преимущество в поисковой выдаче, а также должен обеспечить равный доступ участников рынка к инструментам продвижения. Поскольку требование регулятора не исполнено, возбуждено административное дело. Компания подала исковое заявление об оспаривании решения антимонопольной службы.
3. Обеспечение самостоятельности пользователей платформ при взаимодействии с ними.
Этот принцип подразумевает запрет на ограничение правоспособности пользователей платформы.
Дело Booking.com B.V.
ФАС России установила, что компания злоупотребляла доминирующим положением на российском рынке предоставления услуг агрегаторов информации о средствах размещения (гостиничных агрегаторов). Пользователям Booking.com — владельцам гостиниц, отелей, хостелов навязывалось обязательное соблюдение паритета цен. В результате владельцы средств размещения не могли устанавливать цену на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на этом сервисе. Регулятор установил, что подобные действия ограничивают конкуренцию на рынке и приводят к ущемлению интересов участников гостиничного бизнеса. Компания обжаловала решение ФАС России в Арбитражном суде г. Москвы. Однако суд подтвердил законность выводов антимонопольной службы. Апелляционная инстанция также не удовлетворила жалобу Booking.com B.V.
4. Недопущение расширительных и двусмысленных формулировок в правилах работы цифровых платформ.
Этот принцип взаимосвязан с разумной открытостью онлайн- платформы, поскольку расширительные формулировки в правилах ее работы могут предусматривать такое широкое усмотрение, что пользователь будет находиться в состоянии неопределенности.
Дело HeadHunter
ФАС России установила, что HeadHunter заблокировал сервис по автоматизированному подбору персонала компании «Стафори», отказав в регистрации учетной записи на сайте hh.ru. При наличии конкурентных отношений между этими двумя сервисами, а также правовой неопределенности в вопросе, могут ли пользователи при работе с сайтом использовать стороннее автоматизированное ПО, HeadHunter блокировал учетные записи тех, кто выбирал сервис конкурента. Антимонопольная служба выдала компании предписание о прекращении создания препятствий для выхода «Стафори» на рынок. Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили выводы регулятора. Рассмотрение кассационной жалобы HeadHunter назначено на декабрь 2021 г.
5. Обеспечение прав пользователей платформы, в том числе путем рассмотрения их обращений и предоставления им полных ответов.
В ряде случаев антимонопольный орган выдавал предписания, чтобы платформа опубликовала порядок взаимодействия с пользователями. При этом должно предусматриваться не только право на обращение, но и обязанность платформы на него ответить.
Дело Microsoft
В 2017 г. ФАС России выдала Microsoft предписание о прекращении действий, содержащих признаки антимонопольного нарушения. Компания должна была обеспечить рабочий порядок взаимодействия и тестирования новых версий операционной системы Microsoft со сторонними разработчиками антивирусного ПО, допустив тем самым конкурентов на рынок. Исполняя предписание, Microsoft внесла изменения в Требования для антивирусного ПО (Antimalware Platform Requirements), регламентирующие порядок ее взаимодействия с независимыми производителями. Компания увеличила срок предоставления им будущих предрелизных версий (RTM-версий) ОС. Кроме того, удалила видеоматериалы, где ее представители призывали отказаться от стороннего антивирусного ПО в пользу своего.
Соблюдение Принципов позволит участникам цифровых рынков избежать нарушений антимонопольного законодательства, что будет способствовать разумному и эффективному развитию диджитал-сферы, в том числе минимизации барьеров входа на такие рынки и устранению ограничений инновационного развития.
Определение понятия «цифровая платформа»
При разработке антимонопольного регулирования онлайн-рынков важно дать определение понятия цифровой платформы.
Ранее в пятом антимонопольном пакете была предложена следующая формулировка: цифровая платформа — это размещенная в информационно-коммуникационной сети «Интернет» инфраструктура, которая используется для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей.
Законопроект получил отрицательное заключение об оценке его регулирующего воздействия и был отправлен на доработку, в том числе из-за недостаточной определенности понятия цифровой платформы. В заключении отмечено: «...под „инфраструктурой“ может пониматься любая электронная площадка: электронная биржа, сайт компании-агрегатора, сайт интернет-магазина, сайт туристических, страховых компаний, банков, где организовано взаимодействие продавцов и покупателей, и другие. Под их взаимодействием могут пониматься и размещение объявлений, рекламы, и непосредственно купля-продажа товаров и услуг».
В октябре 2021 г. новая версия законопроекта была представлена рабочей группе «Развитие конкуренции» при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Если он получит положительное заключение, то будет рассмотрен Правительственной комиссией по законопроектной деятельности, на заседании кабмина, а затем внесен в Госдуму.
Члены Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий при ФАС России отмечают, что согласно новой версии пятого антимонопольного пакета регулирование распространяется только на платформы, предназначенные для введения товара в оборот. К ним могут быть отнесены, например, как маркетплейсы, так и соцсети. А вот личный кабинет, который банк создает, чтобы общаться со своим клиентом, цифровой платформой не является.
Источник: «Конкуренция и право»