Любой обзор налоговых событий можно начать так: "риски для бизнеса выросли". Этот год запомнится не только осложнениями для предпринимателей, но и для менеджеров, пишет руководитель Сибирского офиса "Пепеляев Групп" Егор Лысенко.
"Хит парад" выглядит так:
- Изменение в оценке налоговых злоупотреблений.
- Имущественная ответственность сотрудников по налогам.
- Отмена льготы по налогу на движимое имущество.
1. "Меня терзают смутные сомнения…"
Самым значимым налоговым событием уходящего год стал летний закон о налоговых злоупотреблениях (№ 163-ФЗ), которым в Налоговый кодекс была введена статья 54.1.
В своём письме от 31 октября ФНС России отметила: эта статья не является кодификацией старых правил о необоснованной налоговой выгоде и "представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами".
Налоговых специалистов вряд ли удивит этот вывод: практика последних лет недвусмысленно говорит о ревизии состоявшихся подходов и появлении новых "трендов" в подтверждении необоснованной налоговой выгоды – "подконтрольность", "согласованность", "фиктивность" и так далее. Налоговая лишь подвела итог: с этого года "официально" действуют новые правила.
Однако формальная определённость этих новых правил пока вызывает большие сомнения.
Пример тому – совместные методрекомендации СКР и ФНС России от 13 июля, в которых, перечисляя признаки умышленности, ведомства отмечают, что к таковым относятся обстоятельства, не позволяющие "усомниться в отсутствии элементов случайности происходящего".
Невольно вспоминаешь фразу из популярного кинофильма: "меня терзают смутные сомнения…".
С учётом этого становятся понятными мотивы Конституционного Суда, который в своём определении № 1440-О достаточно жёстко высказался о незаконности "дробления бизнеса" и налоговой экономии на спецрежимах.
Невозможно ожидать, чтобы закон описывал все способы, с помощью которых налоговые органы могли бы вводиться в заблуждение. Предпринимательская деятельность основана на риске и, в силу этого, предполагает наличие особой осмотрительности с целью предотвращения злоупотреблений, отметил Конституционный Суд.
Много споров вызвало и дело компании «Аквамарин», рассматривая которое, Верховный Суд пришёл к выводу о праве ФНС России отменять любые решения нижестоящих инспекций без проведения налоговых проверок.
Хотелось бы что, принимая подобные решения, налоговая служба обеспечит налогоплательщикам возможность приводить свои доводы и аргументы, как это предусмотрено Налоговым кодексом для решений по налоговым проверкам. Однако Верховный Суд занял формальную позицию, решив, что подобных прав для налогоплательщиков закон не предусматривает.
2. "Тебе повезло, ты не такой как все. Ты работаешь в офисе…"
Весь этот налоговый негатив вряд ли можно сравнить с тем, что ожидает собственников, руководителей и даже рядовых сотрудников организаций в связи с новой главой – "Ответственность руководителя должника и иных лиц…" – в законе о банкротстве.
Не будем отягощать читателей подробностями, отметим лишь, что теперь контролирующими лицами должника, на которых может быть возложена ответственность по его долгам, наряду с руководством могут быть признаны сотрудники бухгалтерии, юрисконсульты, корпоративные секретари, а также иные лица, ответственные за документацию компании.
Если же бóльшая часть долгов предприятия-банкрота – это налоги, имущественные риски многократно увеличиваются.
Подтверждением тому является постановление Конституционного Суда от 08.12.17 № 39-П по делу пенсионерки-бухгалтера, с которой взыскивается 2,8 млн. руб.
В этом деле, Суд недвусмысленно указал, что причиненный государству вред в связи с неуплатой налогов должен быть возмещён за счёт виновного лица.
Среди подобных дел, рассмотренных в этом году Верховным Судом, следует также выделить дело компании «Каркас», в котором, наряду с прочими выводами, высшая судебная инстанция отметила, что осуществление текущей производственной деятельности предприятия в ущерб интересам кредиторов предприятия-банкрота предприятия не отвечает принципу добросовестности.
3. "Слушай, обидно, клянусь, обидно…"
Принятым недавно законом № 335-ФЗ в Налоговый кодекс были внесены значительные изменения. Некоторые из них носят уточняющий характер, а некоторые – существенно увеличивают налоговое бремя. Причём уже с 1 января.
Наиболее важным следует признать отмену льготы по налогу "на движимое имущество", которая просуществовала лишь 4 года. Да и то "не благодаря", а вопреки регулярным попыткам инспекций признать станки и прочее оборудование "прочно связанными с землёй".
Теперь и этой проблемы не будет. Льготу отменили, а введённый взамен инвестиционный налоговых вычет вряд ли можно назвать адекватной заменой.
Так что модернизация и техническое перевооружение – это теперь личное дело каждого.