Распространенной ошибкой, выступающей предпосылкой для использования субъектами правоотношений различных способов защиты прав, является отсутствие выработанной в компании системы мер охраны корпоративных прав. Как итог, сторона корпоративного правоотношения обращается в суд за защитой нарушенного права.
- разработка локальных документов, определяющих особенности работы и взаимодействия между собой органов общества, а также иных подразделений в рамках органов управления компании (например, комитетов при совете директоров), в том числе подробный порядок взаимодействия указанных органов с акционерами;
- внедрение фигуры корпоративного секретаря, обеспечивающего эффективную коммуникацию акционеров с обществом, его органами управления и контроля;
- внедрение должности комплаенс-офицера с целью минимизации рисков нарушения законодательства и создания системы внутреннего контроля;
- своевременное реагирование на корпоративные конфликты, в том числе посредством создания или взаимодействия с уже существующими третейскими судами, создания внутренних подразделений организации, обеспечивающих разрешение корпоративных конфликтов, в частности с участием миноритариев, разработки положения о корпоративных конфликтах и т. д.
Действительно, на фоне не слишком масштабного бизнеса по меркам рынка может не быть практической необходимости в разветвленной системе факультативных органов общества, корпоративном секретаре или комплаенс-подразделении. Действующее законодательное регулирование в значительной мере диспозитивно в отношении непубличных обществ, что также влияет на особенности организации управления в большинстве российских компаний.
Большинство ООО и непубличных АО не создают внутренние положения об органах общества, не вводят фигуру корпоративного секретаря и не считают целесообразным создание подразделений, работа которых направлена на минимизацию условий для возникновения корпоративных конфликтов между участниками корпорации. Не выявив корпоративный конфликт на ранней стадии, компания подвергает риску не только мажоритарных акционеров, но и себя.
Например, в юридической литературе часто приводятся случаи, демонстрирующие, что акционер, даже имея ограниченное количество акций, способен создать значительные трудности для общества. Это может происходить через систематическое и последовательное предъявление требований о предоставлении информации (greenmail). Данный термин отражает концепцию чрезмерных письменных запросов со стороны акционера, что вынуждает общество выкупать акции миноритария. Термин «гринмэйл» указывает на практику «забрасывания» компании законными требованиями. Кроме того, информация, полученная акционером, может быть использована в ущерб интересам общества, к примеру, в контексте конкурентной борьбы.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Акционерное общество»