Согласно ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Несмотря на прямое указание в отраслевом законе возможности передать право собственности на отходы и урегулированность договорных отношений гражданским законодательством, возникает большое количество судебных споров, связанных с договорными отношениями по обращению с отходами. Руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко рассмотрела правовое регулирование и судебную практику по данному вопросу.
Общие положения о договорных отношениях с отходами
- Статьей 4 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что собственник отходов может передать право собственности на отходы по правилам, определенным гражданским законодательством.
-
Статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника (к бремени содержания имущества (отходов) можно отнести в т.ч. плату за размещение отходов).
-
Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора об отчуждении этого имущества (ст. 218 ГК РФ).
-
Статьей 236 ГК РФ предусмотрено, что собственник может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество.
С учетом положений о свободе договора (ст. 421 ГК РФ) в принципе в отношении отходов может быть заключен практически любой договор, включая договоры купли-продажи, оказания услуг (выполнения работ) по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, размещению отходов, договор на изготовление продукции из отходов и т.п. Главное при этом — подробно и достаточно определенно зафиксировать условиями договора обязанности сторон, связанные с обращением с отходами. Также необходимо учитывать, что лицо, принимающее отходы I-IV классов опасности, должно иметь лицензию на обращение с отходами (обращение с отходами V класса опасности не лицензируется).
Договор подряда тоже может содержать условия об обращении с отходами, которые образуются при выполнении подрядных работ. Так, при строительном подряде за соблюдение природоохранных требований на стройплощадке отвечает именно подрядчик (ст. 751 ГК РФ).
Обязанность по внесению платы за размещение отходов
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных, являются лица, в результате осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. В связи с этим одним из вопросов, возникающих при передаче отходов, является определение лица, обязанного внести плату в случае размещения отходов.
Положения приведенной нормы многие правоприменители восприняли как запрет передавать обязанность внесения платы за размещение отходов образователем отходов другому лицу.
Однако такое понимание нормы противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за НВОС (имеется в виду публично-правовая природа данного платежа) нормативными актами федеральных органов исполнительной власти не исключает решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Тем не менее государственным органам проще предъявить соответствующие претензии лицу, у которого образовались отходы, т.к. такое лицо в силу нормативных требований:
- осуществляет учет образования и движения отходов;
-
представляет в уполномоченный орган отчет об осуществлении производственного экологического контроля;
-
сдает статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы).
Чтобы избежать таких претензий или, по крайней мере, взыскать убытки (неосновательное обогащение) с недобросовестного контрагента, необходимо четко и определенно прописать условия внесения платы в договоре о передаче отходов в случае размещения отходов.