Законодательство о специальных административных районах (САР) на территориях островов Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область) действует уже на протяжении двух лет.
САР – территория с особым режимом налогового и валютного регулирования для компаний, принявших решение о переводе из иностранной юрисдикции в российскую (редомициляции) посредством получения статуса международной компании. Сама редомициляция не предполагает прекращения обязательств, возникших у иностранной компании ранее, что позволяет ей сохранить хозяйственные связи с иностранными контрагентами, заключенные договоры, заработанный годами имидж на рынке.
Более того, при переезде в Россию не потребуется изменения корпоративной структуры организаций. В результате смены личного закона к юридическому лицу одновременно может применяться не только российское право, но и, в ряде ситуаций, иностранное. Такие фирмы-нерезиденты могут без ограничений проводить валютные операции и расчеты. Для резидентов САР предусмотрены также ощутимые налоговые послабления.
Предполагалось, что новые режимы должны стать альтернативой офшорам и привлечь в Россию инвесторов. Однако, несмотря на широкий перечень предлагаемых преференций, большой популярности режим САР не сыскал. Законодательство о САР не отличается стабильностью, слишком быстро и часто меняющиеся правила игры отпугивают бизнес.
В июле текущего года Правительством были запланированы очередные изменения в этой сфере. В настоящее время Минэкономразвития подготовлены соответствующие законопроекты, которые проходят ведомственные согласования и планируются к принятию уже весной 2021 года.
Разработанные поправки, в частности, обеспечат возможность перехода в САР из другой юрисдикции через третью, дополнительную, которая будет применяться при невозможности прямой смены юрисдикции. Так, например, из Нидерландов нельзя редомицилироваться в страну, которая не является членом ЕС. Поэтому необходимо сначала перейти в промежуточную юрисдикцию (например, на Кипр), а оттуда уже в Россию. «Транзитная редомициляция» допускает создание новой, «промежуточной» компании. Сейчас же это невозможно, так как закон разрешает редомициляцию только тех компаний, которые созданы до 1 января 2018 года.
Новый пакет поправок также разрешает резидентам выпускать различные типы обыкновенных акций с разным объемом корпоративных прав. В российском законодательстве до сих пор нет института обыкновенных акций с отличающимися правами, в том числе разным числом голосов. Создание такого института позволит основателям компании или ее мажоритарным акционерам сохранить контроль над компанией после вхождения в ее капитал новых инвесторов.
Пожалуй, главная из инициатив Правительства – существенное расширение права на применение льготной ставки в размере 5% на дивиденды за рубеж. В августе Минфин вынес на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в НК РФ в части особенностей налогообложения международных компаний. Проект закрепляет минимальную налоговую ставку (5% вместо 15%) по дивидендам, выплачиваемым непубличными международными холдинговыми компаниями. Сейчас такое право есть только у публичных компаний. Также предлагается освободить иностранные филиалы международных компаний от налогообложения в России.
В контексте инициированного Правительством РФ пересмотра действующих СИДН с другими странами и предложенных поправок для резидентов САР редомициляция в Россию может стать чуть ли не единственным способом сохранить право на применение льготной ставки налога на дивиденды. Так, в августе появилась информация о том, что Кипр, Мальта и Люксембург уже согласились на изменение СИДН с Россией в части повышения до 15% ставки налога на дивиденды. В ближайшее время Минфин ожидает ответа от Нидерландов по тому же вопросу.
Вместе с тем, рассматривая редомициляцию как альтернативу для действующих компаний, необходимо взвешенно подходить к принятию решения о переходе в российскую юрисдикцию: оценить преимущества резидентства в САР и применимость льгот, проанализировать особенности перехода и его последствия, в том числе в стране, из которой происходит редомициляция. Так, например, при уходе с Кипра необходимо иметь в виду, что в июле 2020 года в островном государстве введен «налог на выход» (exit tax). При этом новые правила применяются ретроспективно – с 1 января 2020 года. Теперь при выходе из кипрской юрисдикции необходимо уплатить налог на Кипре на сумму, равную разнице между рыночной стоимостью актива и его налоговой стоимостью.
Предложенные Правительством РФ поправки позволят сделать режим САР более привлекательным для бизнеса. В случае их принятия инвесторам, базирующим свой бизнес в иностранных офшорных юрисдикциях, в условиях стремительного пересмотра налоговых соглашений в другими странами следует всерьез рассмотреть варианты реструктуризации и регистрации компаний в российских «офшорах».