Практика ФАС России показывает, что жалобы могут поступать как на действия продавцов (селлеров), так и на сами маркетплейсы.
Для начала поговорим о селлерах. Конкуренция среди продавцов на маркетплейсах — ключевой аспект электронной коммерции, напрямую влияющий на успешность бизнеса и удовлетворенность покупателей. Основные факторы успеха включают цену, качество товара, скорость доставки, клиентский сервис и многое другое. Но борьба за клиента далеко не всегда ведется честно. Регулярно поступающие жалобы в антимонопольный орган тому подтверждение.
Среди наиболее распространенных оснований для обращения в ФАС России — указание селлерами недостоверной информации о товаре, манипуляции отзывами, доставкой и возвратом, а также реализация контрафактной продукции. Не стоит забывать и о классических составах нарушения антимонопольного законодательства, которые с легкостью могут быть реализованы на маркетплейсах. И это отнюдь не пустые слова.
Например, в январе 2025 г. антимонопольная служба раскрыла картельный сговор, участниками которого стали 27 продавцов наушников на маркетплейсах (Решение ФАС России от 31.01.2025 по делу № 22/01/11-60/2024). Было установлено, что они координировали свои действия через телеграм-чат, синхронно меняли цены на Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркете» и «Мегамаркете», применяя санкции к нарушителям договоренностей (отрицательные отзывы, заказ их товаров в удаленные регионы и страны без выкупа). Перед нами всем знакомый состав, но в новом исполнении и в новой среде.
Еще один классический состав нарушения антимонопольного законодательства, который можно встретить на маркетплейсах, — недобросовестная конкуренция. Чаще всего подобные действия селлеров связаны с использованием результатов интеллектуальной деятельности. Не стоит удивляться, что, зайдя на одну из площадок, вы обнаружите объявление продавца-конкурента, который продает неоригинальное оборудование под вашим брендом.
К слову, в деле, рассмотренном Карачаево-Черкесским УФАС России, сложилась аналогичная ситуация. В итоге недобросовестный продавец был признан нарушившим ст. 14.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). В отношении него было возбуждено административное дело и назначены штрафные санкцииКарачаево-Черкесское УФАС отстояло права компании в деле о недобросовестной конкуренции // Сайт Карачаево-Черкесского УФАС России. 27.08.2024. URL: https://kchr.fas.gov.ru..
А как обстоят дела, собственно, с маркетплейсами?
Что ж, и в их деятельности не все гладко. Напомним, что Wildberries и Ozon занимают коллективное доминирующее положение на рынке с суммарной долей 80%. А значит, они, осуществляя свою деятельность, должны соблюдать запреты на злоупотребление доминирующим положением. Но уже сейчас некоторые практики этих игроков могут оцениваться как потенциальное нарушение.
В первую очередь речь идет об автоматическом включении маркетплейсами товаров в распродажи без согласия продавцов. Эти действия несут риски для продавцов, которые фактически лишаются права управлять ценами на собственные товары. ФАС России выдала маркетплейсам предупреждения по п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции с требованием создать такие условия, при которых участие в акциях, включая автоматические, возможно только с согласия продавцов и при подтверждении от них.
Действия маркетплейсов по установлению неконкурентно низких цен на электронику и бытовую технику вызвали отрицательную реакцию Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), которая обратилась в ФАС России с жалобойМагазины пожаловались в ФАС на низкие цены на маркетплейсах // Российская газета. 11.02.2025. URL: https://rg.ru.. Ассоциация полагает, что маркетплейсы продают товары сторонних продавцов по сниженной стоимости, в том числе за свой счет. В итоге цена становится ниже рыночной. Это приводит к тому, что поток покупателей из традиционных магазинов переходит на площадки e-commerce.
Таким образом, деятельность самих маркетплейсов тоже вызывает немало вопросов. И очевидно, что важный вектор работы контролирующего органа — не допускать и пресекать нарушения антимонопольного законодательства в сфере электронной коммерции.
С этой целью в октябре 2024 г. была утверждена «белая книга» лучших практик по предотвращению реализации контрафактного товара на маркетплейсах. Она стала логичным дополнением к ранее принятому документу «Добросовестные практики по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами в рамках борьбы с реализацией контрафактной продукции».
Внимания заслуживает и проблема гринвошинга — введения потребителей в заблуждение об экологических характеристиках товаров. ФАС России рассматривает подобные действия как недобросовестную конкуренцию и выпустила специальные Рекомендации по недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации.
Итак, маркетплейсы действительно становятся новой средой для потенциальных нарушений антимонопольного законодательства. Текущая практика показывает, что наиболее распространенный состав нарушений, совершаемых селлерами, — недобросовестная конкуренция, а действия маркетплейсов могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением.
Антимонопольная служба активно занимается профилактикой таких нарушений, разрабатывая и внедряя документы рекомендательного характера. Надеемся, что этих мер будет достаточно, чтобы сформировать здоровую конкурентную среду в сфере электронной коммерции, и продолжаем следить за развитием практики.
Источник: Журнал «Конкуренция и право»