Загрузка...
16.04.2025
4 мин. на чтение

Игроки новые, правила старые

en

На рынке электронной коммерции существенную долю сегмента начинают занимать маркетплейсы. С ростом популярности платформ увеличивается и количество правонарушений в этой сфере. Но можно ли говорить, что маркетплейсы становятся новой средой для недобросовестного поведения? Партнер, руководитель практики антимонопольного права «Пепеляев Групп» Елена Соколовская анализирует новую практику.

Практика ФАС России показывает, что жалобы могут поступать как на действия продавцов (селлеров), так и на сами маркетплейсы.

Для начала поговорим о селлерах. Конкуренция среди продавцов на маркетплейсах — ключевой аспект электронной коммерции, напрямую влияющий на успешность бизнеса и удовлетворенность покупателей. Основные факторы успеха включают цену, качество товара, скорость доставки, клиентский сервис и многое другое. Но борьба за клиента далеко не всегда ведется честно. Регулярно поступающие жалобы в антимонопольный орган тому подтверждение.

Среди наиболее распространенных оснований для обращения в ФАС России — указание селлерами недостоверной информации о товаре, манипуляции отзывами, доставкой и возвратом, а также реализация контрафактной продукции. Не стоит забывать и о классических составах нарушения антимонопольного законодательства, которые с легкостью могут быть реализованы на маркетплейсах. И это отнюдь не пустые слова.

Например, в январе 2025 г. антимонопольная служба раскрыла картельный сговор, участниками которого стали 27 продавцов наушников на маркетплейсах (Решение ФАС России от 31.01.2025 по делу № 22/01/11-60/2024). Было установлено, что они координировали свои действия через телеграм-чат, синхронно меняли цены на Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркете» и «Мегамаркете», применяя санкции к нарушителям договоренностей (отрицательные отзывы, заказ их товаров в удаленные регионы и страны без выкупа). Перед нами всем знакомый состав, но в новом исполнении и в новой среде.

Еще один классический состав нарушения антимонопольного законодательства, который можно встретить на маркетплейсах, — недобросовестная конкуренция. Чаще всего подобные действия селлеров связаны с использованием результатов интеллектуальной деятельности. Не стоит удивляться, что, зайдя на одну из площадок, вы обнаружите объявление продавца-конкурента, который продает неоригинальное оборудование под вашим брендом.

К слову, в деле, рассмотренном Карачаево-Черкесским УФАС России, сложилась аналогичная ситуация. В итоге недобросовестный продавец был признан нарушившим ст. 14.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). В отношении него было возбуждено административное дело и назначены штрафные санкцииКарачаево-Черкесское УФАС отстояло права компании в деле о недобросовестной конкуренции // Сайт Карачаево-Черкесского УФАС России. 27.08.2024. URL: https://kchr.fas.gov.ru..
Становится очевидно, что борьба селлеров за внимание покупателей и увеличение продаж сопряжена с антимонопольными рисками.

А как обстоят дела, собственно, с маркетплейсами?

Что ж, и в их деятельности не все гладко. Напомним, что Wildberries и Ozon занимают коллективное доминирующее положение на рынке с суммарной долей 80%. А значит, они, осуществляя свою деятельность, должны соблюдать запреты на злоупотребление доминирующим положением. Но уже сейчас некоторые практики этих игроков могут оцениваться как потенциальное нарушение.

В первую очередь речь идет об автоматическом включении маркетплейсами товаров в распродажи без согласия продавцов. Эти действия несут риски для продавцов, которые фактически лишаются права управлять ценами на собственные товары. ФАС России выдала маркетплейсам предупреждения по п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции с требованием создать такие условия, при которых участие в акциях, включая автоматические, возможно только с согласия продавцов и при подтверждении от них.

Действия маркетплейсов по установлению неконкурентно низких цен на электронику и бытовую технику вызвали отрицательную реакцию Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), которая обратилась в ФАС России с жалобойМагазины пожаловались в ФАС на низкие цены на маркетплейсах // Российская газета. 11.02.2025. URL: https://rg.ru.. Ассоциация полагает, что маркетплейсы продают товары сторонних продавцов по сниженной стоимости, в том числе за свой счет. В итоге цена становится ниже рыночной. Это приводит к тому, что поток покупателей из традиционных магазинов переходит на площадки e-commerce.

Таким образом, деятельность самих маркетплейсов тоже вызывает немало вопросов. И очевидно, что важный вектор работы контролирующего органа — не допускать и пресекать нарушения антимонопольного законодательства в сфере электронной коммерции.

С этой целью в октябре 2024 г. была утверждена «белая книга» лучших практик по предотвращению реализации контрафактного товара на маркетплейсах. Она стала логичным дополнением к ранее принятому документу «Добросовестные практики по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами в рамках борьбы с реализацией контрафактной продукции».

Внимания заслуживает и проблема гринвошинга — введения потребителей в заблуждение об экологических характеристиках товаров. ФАС России рассматривает подобные действия как недобросовестную конкуренцию и выпустила специальные Рекомендации по недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации.

Итак, маркетплейсы действительно становятся новой средой для потенциальных нарушений антимонопольного законодательства. Текущая практика показывает, что наиболее распространенный состав нарушений, совершаемых селлерами, — недобросовестная конкуренция, а действия маркетплейсов могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением.

Антимонопольная служба активно занимается профилактикой таких нарушений, разрабатывая и внедряя документы рекомендательного характера. Надеемся, что этих мер будет достаточно, чтобы сформировать здоровую конкурентную среду в сфере электронной коммерции, и продолжаем следить за развитием практики.

Источник: Журнал «Конкуренция и право»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.02.2025

Новости экологии: экологический сбор, вторичное сырье, утилизация отходов, ГЭЭ, РОП

В этом видеоролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о новых Правила взимания экологического сбора, утвержд...

Смотреть

22.04.2025

Прокурорские иски по картелям и вопросы подсудности

Продолжаем обсуждать волну прокурорских исков о признании картелей недействительными сделками на основании ст. 169 ГК РФ...

21.04.2025

Конкуренция и право. Обзор за 14-20 апреля 2025 г.

За отсутствие раздельного учета по госконтрактам могут установить штраф; обновлены состав и порядок предоставления сведе...

14.04.2025

Конкуренция и право. Обзор за 7-13 апреля 2025 г.

Судьям могут разрешить возвращать на доработку административные протоколы; условия применения льготного порядка уплаты...

09.04.2025

Реклама в Интернете – за счет чистой прибыли?

Разъясняем, как учесть расходы на рекламу в Интернете для целей налогообложения.