Госзакупочный апдейт
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) с тех пор, как он вступил в силу, претерпел колоссальные изменения. За 11 лет было выпущено немало подзаконных актов, писем и разъяснений.
Сейчас мы стоим на пороге его новой итерации. Госдума рассматривает законопроект № 667365-8 (далее — законопроект), который предлагает внушительный пакет поправок в Закон о контрактной системе. Их цель — оптимизация госзакупок.
Чего же ожидать на этот раз? Разберем четыре ключевых положения.
1. Законопроектом предусмотрено, что госконтракт можно заключить только в письменной форме.
В действующей редакции Закона о контрактной системе нет запрета на устную договоренность. Более того, согласно ч. 15 ст. 34 в ряде случаев контракт с единственным поставщиком может заключаться в любой форме, установленной ГК РФ для совершения сделок. Как следствие, нередко заказчики рассматривают вопрос об устной форме на основании п. 2 ст. 161 ГК РФ, что не соответствует целям Закона о контрактной системе, а также принципам открытости и прозрачности закупочных процедур.
Предлагается дополнить ст. 34 Закона о контрактной системе положением о том, что контракты могут быть заключены только в виде простой письменной сделки, а несоблюдение этой формы повлечет ее ничтожность.
Такое нововведение вполне обоснованно. Оно направлено на то, чтобы исключить формирование противоречивой практики, а также обеспечить прозрачность госзакупок.
2. Не менее важна инициатива по наделению Минфина России полномочиями давать разъяснения по законодательству о закупках.
Отметим, что вопросы надлежащего применения положений российского законодательства и иных нормативных правовых актов в этой сфере регулярно возникают не только у участников закупок, но также у контролеров и судов. Однако единого органа, уполномоченного давать такие разъяснения, пока нет.
Законопроект предоставляет Минфину России как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок, полномочия давать соответствующие разъяснения.
Это позволит унифицировать подходы к пониманию и применению Закона о контрактной системе и других нормативных актов.
3. Авторы законопроекта предлагают установить возможность подтверждать соответствие требованиям универсальной предквалификации контрактами, исполненными в рамках совместной закупки.
Обратите внимание
С 1 января 2022 г., чтобы принять участие в торгах при НМЦК более 20 млн руб., участник согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе должен пройти дополнительный отбор — универсальную предквалификацию. У него в течение трех лет до подачи заявки на участие в закупке должен быть опыт исполнения контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При условии, что он соответствует требованию об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора, причем стоимость исполненных обязательств должна быть не менее 20% НМЦК.
Статью 31 Закона о контрактной системе планируется дополнить положением о том, что участники закупок могут подтвердить соответствие требованиям универсальной предквалификации в том числе контрактами, исполненными в рамках совместной закупки.
Эти предложения вполне логичны, поскольку совместная закупка рассматривается в Законе о контрактной системе в качестве единой, а успешный опыт участия в ней, по нашему мнению, ничем не уступает аналогичному опыту в иных торгах и может в полной мере подтвердить квалификацию участника.
4. Предусмотрено также введение комплекса мер по совершенствованию закупок у единственного поставщика, в том числе:
- установление положений о том, что заказчикам разрешат проводить несколько малых закупок однородных или идентичных товаров (работ, услуг) у едпоставщика;
- уточнение порядка заключения контракта с едпоставщиком в ЕИС, применяемого при отсутствии заявок на участие в конкурентной закупке.
В целом отметим, что тенденции в сфере государственного регулирования закупок за последние несколько лет прослеживаются достаточно четко и сводятся к тому, чтобы сделать этот процесс максимально прозрачным, однозначным и понятным.
Тем не менее Roma non uno die aedificata estРим не за один день строился (лат.).. Потребуется еще время и не один пакет поправок, чтобы достичь намеченных целей.