Загрузка...
16.12.2010
3 мин. на чтение

Год передышки

Когда в декабре прошлого года правительство вносило в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, меняющие механизм контроля за трансфертными ценами, предполагалось, что они заработают с 2011 г. Но проект прошел лишь первое чтение и до конца года принимать его во втором депутаты не станут, выяснилось на прошедшем вчера бюджетном комитете Госдумы. 

«Поправки пока сырые, принимать их в таком виде странно, — говорит заместитель председателя комитета Андрей Макаров. — Это наша общая позиция с Минфином».

По словам Макарова, теперь поправки могут вступить в силу не раньше 2012 г., иначе нормам, ухудшающим положение налогоплательщиков, будет придана обратная сила. Чтобы закон вступил в силу в 2011 г., его нужно было опубликовать до 1 декабря, констатирует сотрудник Минфина. После принятия поправок Минфину предстоит разработать методические рекомендации по применению закона, добавляет он. Если не удастся одобрить законопроект в I квартале, его вступление в силу может затянуться и до 2013 г., предупреждает чиновник.

Законопроект, подготовленный Минфином, должен полностью поменять механизм контроля за ценами компаний, который пока на практике не работает (см. врез). Сейчас под надзором может оказаться любая сделка. Но большинство споров компании выигрывают в судах, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин и подтверждает сотрудник налоговых органов. Налоговикам не удается доказать, что цены компаний отличаются от рыночных, объясняет адвокат «Пепеляев групп» Юрий Воробьев. Поэтому инспекторы предпочитают обвинять предпринимателей в получении необоснованной налоговой выгоды, рассказывает он, но такая практика развалилась в президиуме Высшего арбитражного суда (ВАС). Например, в деле «Русснефти» ВАС указал, что инспекция не может предъявлять претензии, называя расходы необоснованными, если спор идет о цене нефти (в итоге сумма доначислений была уменьшена с 20,5 млрд до 8,7 млрд руб.).

Проект концентрирует усилия налоговиков на крупном бизнесе. Трансграничные операции чиновники смогут контролировать лишь в трех случаях: если одна из сторон зарегистрирована в офшоре, продается биржевой товар или речь идет о сделке между взаимозависимыми лицами. Внутри России под надзором окажутся в основном операции с взаимозависимыми лицами на сумму свыше 1 млрд руб. за год. Надзор за сделками внутри страны не нужен, например, в Германии контролируются только внешнеэкономические сделки, говорит заместитель гендиректора «Энергострима» Владимир Кузнецов. Внутри страны компании холдинга могут перераспределять прибыль, не прибегая к трансфертным ценам, объясняет он: если материнская компания контролирует более половины дочерней, она может не платить налог с перечисляемых ей дивидендов. По словам руководителя международной налоговой практики Ernst & Young Марка Уайнбергера, в США могут контролироваться любые сделки, однако на практике налоговики концентрируются на наиболее крупных, особенно внешнеторговых операциях.

У бизнеса немало претензий к законопроекту. В числе основных проблем РСПП называл отсутствие алгоритма контроля за сделками (например, проверки цен никак не ограничены по времени), недостаток информации о ценах и усиление административной нагрузки на предприятия. По словам менеджера сырьевого холдинга, с декларацией придется сдавать около 15 000 документов. В то же время за существенные отклонения от неких «рыночных цен» компании грозит штраф в 40% от неуплаченных налогов, напоминает Костальгин. Концептуальная претензия к проекту — желание Минфина описать применение закона в специальных методических рекомендациях, а не самом кодексе, отмечает он.

Но главная претензия — закон слишком сложен для применения, резюмирует Костальгин. С этим соглашается сотрудник налоговых органов. Проект достаточно хорошо проработан, он соответствует документам, принятым в большинстве стран, не согласен директор группы по трансфертному ценообразованию Ernst & Young Хенрик Хансон. Претензии к проекту он называет техническими. Законопроект лучше принять как можно быстрее, но отложить вступление его в силу, считает он: у бизнеса должно быть как можно больше времени на подготовку к новым правилам.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

23.10.2024

Корпоративные убытки в банкротстве: что изменилось? Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о разграничении кредиторских и корпор...

Смотреть

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторин...

28.10.2024

Налоговые новости. Дайджест 21–27 октября 2024 г.

Главные новости: Госдума предложила зафиксировать параметры налоговой системы до 2030 г.; Минфин разъяснил, может ли организация...

23.10.2024

РБК ТВ: Минюст планирует повысить штрафы за 36 экономических преступлений, включая штрафы за уклонение от уплаты налогов

Возможность гуманизации законодательства в сфере экономических преступлений прокомментировал в эфире РБК ТВ управляющий ...

23.10.2024

ФНС признала необязательным прямое упоминание дробления в проверках для амнистии

Наличие или отсутствие в акте налоговой проверки формулировки «дробление бизнеса» не ограничивает право налогоплательщиков...