Загрузка...
28.01.2025
3 мин. на чтение

Дилемма лекарственного обеспечения. Как Верховный суд трактует возможность замены препаратов и как это применяется в практике госзакупок

Замена препаратов в рамках одного международного непатентованного наименования (МНН) при осуществлении лекарственной терапии может повлечь риски для здоровья пациента, если препараты не являются взаимозаменяемыми. Взаимозаменяемость определяется профильными ведомствами по-разному, в связи с чем при лекарственном обеспечении возникают ситуации, когда во главу угла ставится экономия средств, а не медицинская необходимость. Такая ситуация требует пересмотра нормативных актов и подходов надзорных органов для защиты прав пациентов и поддержания качества лечения. Как трактует взаимозаменяемость препаратов Верховный суд и какова практика регулятора в рамках госзакупок, рассказал партнер, руководитель практики «Фармацевтика и здравоохранение» «Пепеляев Групп» Константин Шарловский.

Пациент или экономия

Медицинская литература содержит множество подтверждений того, что невозможность обеспечения преемственности терапии (в т.ч. замена препаратов в рамках одного МНН) может оказывать существенное негативное влияние как на эффективность лечения, на количество и силу возникающих побочных эффектов и нежелательных реакций, так и на качество жизни пациента. С этой позицией согласны и суды — в одном из дел Верховный суд согласился с мнением экспертов о том, что «при хаотичной смене препаратов отмечено негативное влияние на качество жизни пациентов».

Тем не менее значительное число пациентов, страдающих хроническими, в т.ч. орфанными, заболеваниями, на практике сталкиваются с проблемой преемственности лекарственной терапии. В силу действующего регулирования таких пациентов зачастую переводят с терапии оригинальным препаратом на терапию с использованием воспроизведенных препаратов или биоаналогов при отсутствии на то медицинских показаний. В этой связи возникает вопрос: имеет ли пациент право на сохранение терапии тем препаратом, в отношении которого точно известно, что он помогает, или в данном случае принцип экономии бюджета превалирует и замена препаратов в рамках МНН может осуществляться безотносительно потенциальным рискам для здоровья пациентов?

Ответ не является однозначным даже на уровне федерального законодательства. Так, термин «взаимозаменяемость лекарств» имеет различное содержание в контексте Закона об обращении лекарственных средств (61-ФЗ) и Закона о госзакупках (44-ФЗ). 61-ФЗ предполагает, что не все препараты в рамках одного МНН и дозировки будут взаимозаменяемыми — но только те, которые имеют доказанную терапевтическую эквивалентность или биоэквивалентность, а также имеющие эквивалентный качественный состав и количественный состав действующих веществ, состав вспомогательных веществ, лекарственную форму и способ введения. Предусмотрен также специальный порядок определения экспертами взаимозаменяемости — это не может происходить автоматически, требуются специальные знания и анализ. Иными словами, не каждый дженерик с медицинской точки зрения может быть признан взаимозаменяемым препаратом по отношению к оригинальному. Более того, вывод о взаимозаменяемости не может следовать «по умолчанию». 

Именно поэтому в Законе об обращении лекарственных средств предусмотрен механизм opt-in, а не opt-out, то есть требуется доказательство взаимозаменяемости, а не опровержение презумпции о взаимозаменяемости. Это важно, так как информация о взаимозаменяемости должна использоваться врачами при назначении лекарственного препарата.

В свою очередь ФАС интерпретирует содержание 44-ФЗ таким образом, что взаимозаменяемыми препаратами должны признаваться все препараты, МНН, лекарственная форма и дозировка которых совпадает. Несмотря на то, что Верховный суд в свое время признал, что у ФАС нет полномочий по определению взаимозаменяемости препаратов, это решение суда никак не сказалось на практике в отношении проводимых госзакупок. Как правило, надзорный орган аргументирует свою позицию ссылками на Закон о госзакупках и положения Бюджетного кодекса, декларирующие принцип экономии бюджета (эффективности расходов и закупок). Данная логика в целом понятна, так как мы живем не в идеальном мире и любые управленческие решения принимаются в условиях ограниченности ресурсов. Однако, продолжая эту логику, мы сталкиваемся с проблемой справедливого распределения и приоритетов регулирования.

Полная версия статьи доступна подписчикам газеты «Фармацевтический вестник»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.03.2025

Новости экологии: экологический контроль, вторичное сырье (отходы), эксперты ГЭЭ, эксплуатация АПО

В этом видеоролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о дополненном перечне индикаторов риска нарушения обяз...

Смотреть

14.04.2025

Федеральную аптечную сеть оштрафовали на 500 тыс. руб. за продажу недоброкачественных лекарств

Арбитражный суд Саратовской области оштрафовал федеральную аптечную сеть на 500 тыс. руб. за продажу лекарств, подлежащих...

11.04.2025

Второй лишний, патентный портфель и комплаенс: актуальные проблемы фармацевтики в цитатах

Фармацевтика продолжает сталкиваться с множеством вызовов, связанных с адаптацией к изменениям в различных областях, включая...

08.04.2025

За чертой. В какие сроки необходимо уничтожать лекарственные препараты

С 1 марта вступил в силу расширенный перечень лекарственных препаратов, запрещенных к реализации всеми участниками рынка....

08.04.2025

Спорная должность. Некорректное оформление трудовой может поставить крест на карьере фармспециалиста

Провизор из Курска, имея действующую аккредитацию провизора, устроилась на работу фармацевтом в Курский территориальный ...