Всегда ли работник является слабой стороной в споре, как принято утверждать? И как соотносятся пределы судейского усмотрения при разрешении трудовых споров со свободой работодателя в принятии бизнес-решений? Рассуждает в своей статье Виталия Кузнецова, руководитель группы практики трудового и миграционного права «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук.
Судейское усмотрение
В настоящее время работодателю нелегко выиграть в суде трудовой спор. Необходима тщательная подготовка даже по несложным или очевидным вопросам, не говоря уже о неоднозначных, многоаспектных ситуациях.
В процессе судья оценивает доказательства по делу и аргументы сторон по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном их исследовании, выбирает подлежащие применению нормы, толкует их в рамках действующего правового регулирования и затем уже принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.
Как гласит Кодекс судейской этики, судебная защита прав и свобод человека может быть обеспечена только компетентным и независимым правосудием, осуществляемым на началах справедливости и беспристрастности. Категорию беспристрастности мы не оцениваем, исходя из того, что она соблюдается. Но насколько справедливыми при этом являются многие решения с точки зрения поддержания баланса интересов обеих сторон трудовых отношений, на который зачастую ссылаются высшие суды?
Что вообще такое «пределы судейского усмотрения»? Очевидно, что это некие рамки, ограничивающие право суда на совершение процессуальных действий и принятие решений по конкретным делам. Не углубляясь в теорию данного понятия, отметим, что судейское усмотрение должно иметь место только в прямо установленных законом случаях (в целях соблюдения принципа законности), но при этом выводы судьи могут быть продиктованы соображениями целесообразности, разумности, справедливости, соразмерности, а также применением индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
В трудовых спорах судейское усмотрение часто влияет в числе прочего и на вопросы распределения бремени доказывания (все больше смещая его в сторону работодателей), а также на учет прав и законных интересов сторон спора (как правило, действует принцип, согласно которому при наличии сомнений вопрос решается в пользу работника, с которого как со слабой стороны в принципе спрос в суде небольшой).
Споры, решаемые в пользу работников
На практике все чаще встречаются решения и даже выработаны подходы к их принятию в пользу работников по целому ряду категорий трудовых споров: от признания наличия трудовых отношений до оспаривания увольнений.