Загрузка...
30.09.2019
2 мин. на чтение

Комплаенсу дали зеленый свет

В Госдуму внесен долгожданный законопроект об антимонопольном комплаенсе, подготовленный ФАС России. Текущая его версия содержит поправки только в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в целом проект имеет рамочный характер. Скорее всего, новые нормы, после того как будут окончательно приняты, потребуют детализации на уровне подзаконного акта регулятора. Например, в виде разъяснений Президиума ФАС России о критериях оценки эффективности системы предупреждения рисков.

Законопроект предполагает закрепление:

  • определения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
  • минимальных требований к содержанию внутренних актов хозсубъектов о ее формировании;
  • порядка организации такой системы компаниями.
Вопрос внедрения механизма предупреждения антимонопольных рисков законопроект остается на добровольное усмотрение компаний.

С целью проверки комплаенс-системы на соответствие требованиям законодательства о защите конкуренции предусмотрена возможность в течение 30 дней согласовать с ФАС России подготовленные внутренние документы хозяйствующего субъекта.

Кроме того, в пояснительной записке к проекту указано, что компания не может быть признана нарушившей антимонопольное законодательство, если она действовала в рамках внутреннего акта, формирующего систему и ранее согласованного с регулятором.

Предусмотренный законопроектом открытый список требований к содержанию комплаенс-системы позволяет вводить в нее иные элементы, отвечающие потребностям конкретного хозсубъекта. Так, в условиях цифровизации экономики и бизнес-процессов набирает популярность идея е-compliance. Она предполагает внедрение новых технических инструментов комплаенса в дополнение к традиционным способам выявления рисков для предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, которые совершаются в том числе с помощью высоких (цифровых) технологий.

При этом по-прежнему открыты несколько вопросов.

Комплаенс-система не сводится только к одному внутреннему акту или совокупности таких документов, а представляет собой целый комплекс мер. Они включают, в частности, механизм внутреннего контроля, направленного на выстраивание эффективного взаимодействия структурных подразделений компании с целью предотвращения антимонопольных рисков. Законопроект не проясняет вопрос: если хозсубъект формально действовал в рамках согласованного внутреннего акта и при этом нарушение все равно было допущено, то есть проверенная и одобренная антимонопольным ведомством система комплаенса дала сбой, предъявит ли ФАС России какие-либо претензии?

К сожалению, из текста законопроекта были исключены изменения в КоАП РФ, которые содержались в первоначальном его варианте. Они предусматривали нормы о смягчении административной ответственности для компаний, в которых введена и эффективно функционирует комплаенс-система. Между тем такие поправки побудили бы хозяйствующих субъектов внедрять механизмы предупреждения рисков.

Надеемся, что законопроект будет наконец принят и в вопросе о том, каким минимальным требованиям должна соответствовать комплаенс-система, появится определенность, что послужит для бизнеса дополнительным стимулом выстраивать подобные системы.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

18.09.2024

Новости экологии: объекты НВОС, ГЭЭ, проект "Чистый воздух", закон о недрах, экологический сбор

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

29.10.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 11 за 2024 г.

Социальный фонд России может закупать охранные услуги у ЧОП; УФАС посчитало недоказанной недобросовестную конкуренцию...

28.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 21–27 октября 2024 г.

Ряд временных мер поддержки в госзакупках могут стать постоянными; ФАС представила рекомендации по недопущению гринвошинга...

22.10.2024

Журнал «Конкуренция и право» № 5, 2024 (сентябрь-октябрь)

21.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 14–20 октября 2024 г.

Условия для признания цены монопольно высокой скорректировали; в Госдуме разработали рекомендации по регулированию цифровых...