Что такое санкции с юридической точки зрения? В каких случаях государства могут вводить санкции, а в каких это будет нарушением международного права? Почему персонификация санкций – это положительный тренд? Можно ли исключить лицо из санкционных списков и как это сделать? Почему оспаривать санкции в суде не всегда эффективно? Рассказывает партнер «Пепеляев Групп» Роман Бевзенко.
Что такое международные и автономные санкции?
Все государства юридически равны (ст. 2 Устава ООН) и не могут применять по отношению друг к другу меры ответственности («равным над равным власти не имеет»). Каждое государство обладает суверенитетом, то есть правом действовать независимо и по своему усмотрению во внутренних и во внешних отношениях.
Поэтому единственное, что могут сделать государства в отношениях друг с другом, – это определять собственные действия и регулировать действия тех лиц, которые подчинены их правопорядку, и их контакты с другими государствами и лицами, подчиненными правопорядкам этих государств.
Что делать государству, если другое государство совершает какие-то акты, которые первому государству не нравятся? Например, в нем католическое большинство осуществляет гонения на протестантское меньшинство. В прошлом первое государство начинало войну против второго (если, конечно, имело достаточно могущества). Сейчас оно, скорее всего, введет против него санкции, которые должны заставить второе государство остановить гонения.
Санкции (вопреки своему названию) – это не наказание и не мера ответственности. По сути, санкции – это ограничительные меры (restrictive measures), которые одно государство вводит для того, чтобы обозначить свое отношение к действиям другого суверенного государства, а также заставить его изменить поведение. В этом смысле санкции – это не правовой институт, а политическое решение суверенного государства.
Сейчас в применении санкций наметились две важные тенденции – персонификация санкций и их «юридизация».
Поначалу санкции вводили в отношении стран в целом. В результате под ограничительные меры попадали все граждане и юридические лица, связанные с санкционированной страной. С юридической точки зрения это фактически коллективная ответственность всех граждан за действия правительства, то есть совершенно неправовой институт.
Персонификация санкций – это когда ограничительные меры вводят в отношении отдельных групп, например в отношении военных, или отдельных граждан, а не всей страны. Именно персонификация санкций означает, что они становятся правовым, а не только политическим институтом.
«Юридизация» санкций означает, что введение, продление и отмена санкций перестают быть произвольным инструментом в руках политиков. Санкции могут повлечь за собой серьезное поражение в правах санкционированных лиц. Поэтому их применение должно осуществляться в рамках правовых принципов, вытекающих из естественного права (в первую очередь — принципа пропорциональности). Фактически это – достижение судебной практики, ведь санкции – как и любое другое решение административного органа – могут быть обжалованы в суде.
Полная версия статьи доступна подписчикам портала
«Шортрид»