Введение беспрецедентного количества санкций со стороны западных стран в отношении Российской Федерации, а также ее граждан и юридических лиц привело к бурному развитию так называемого антисанкционного законодательства в части шагов, которые принимаются в ответ на введение ограничительных мер со стороны таких стран, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.
Логичным продолжением этого развития стало появление в законодательстве понятия «блокируемые лица» (положения о нем вступают в силу 1 февраля 2024 года), являющегося по большому счету заимствованием аналогичной практики, существующей в США и других странах. Подробнее в статье руководителя банковской и финансовой практики «Пепеляев Групп» Лидии Горшковой.
Таким образом, совершенствуется механизм принятия специальных экономических мер, к которым среди прочего теперь будут относиться запрет на совершение финансовых операций в отношении блокируемых лиц и замораживание принадлежащих им денежных средств или иного имущества, а также финансовых операций, совершаемых в интересах или в пользу таких лиц.
Обеспечивать выполнение специальных экономических мер предстоит в первую очередь российским финансовым организациям.
Блокируемые лица и устанавливаемые ограничения
Блокируемыми лицами могут стать:
- иностранные государства, иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства;
-
юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, иностранным гражданам, лицам без гражданства.
Предложение о применении мер в отношении конкретных лиц может быть внесено Президенту РФ Советом Безопасности РФ, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством РФ.
При этом запрет на совершение или обязанность совершения конкретных действий и иные ограничения будут устанавливаться Правительством РФ или Банком России во взаимодействии с Правительством РФ.
В настоящее время фактически уже есть более 100 иностранных компаний, совершение сделок с которыми запрещено в силу Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252. В этом Указе Президента РФ установлены конкретные специальные экономические меры, в том числе запрет на совершение ряда сделок и операций, а вот утверждение перечня конкретных иностранных лиц поручено Правительству РФ. Также Указ № 252 допускает возможность получения от Правительства РФ временных разрешений на совершение отдельных сделок (операций, действий) с лицами, находящимися под санкциями.
В отношении блокируемых лиц в соответствии с изменениями в законодательство с 1 февраля 2024 года получение временных разрешений на совершение отдельных сделок (операций) с такими лицами не предусматривается. Также не предусматривается механизм обжалования решения о включении лица в перечень блокируемых лиц. В то же время устанавливается временный характер принимаемых мер, а также указание на то, что они могут быть досрочно сняты при устранении причин их введения или, наоборот, продлены.
Из текста Закона неясно, будут ли решением Президента РФ определяться только иностранные лица, в отношении которых станут применяться меры по блокированию, или также российские и иностранные юридические лица, им подконтрольные. Представляется, что подконтрольные блокируемым лицам юридические лица все же не будут поименованы в принимаемых решениях, а должны будут определяться по результатам мероприятий внутреннего контроля в кредитных и иных организациях. Также можно предположить, что блокирование юридических лиц, подконтрольных иностранным лицам, будет происходить только в случае принятия решения о блокировании соответствующих контролирующих иностранных лиц.
Контроль для целей применения мер к блокируемым лицам определяется через право прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе входящих в одну группу лиц) самостоятельно или совместно распоряжаться в силу участия в юридическом лице более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольного юридического лица.
Несмотря на то что такой подход к определению контроля на практике является одним из наиболее простых в применении (в отличие, например, от контроля, применяемого для целей антисанкционных Указов Президента, в соответствии с Законом № 57-ФЗ) при отсутствии прямо установленного перечня конкретных юридических лиц, подконтрольных блокируемым иностранным лицам, необходимость выявления таких лиц среди своих клиентов, своих контрагентов, контрагентов своих клиентов означает увеличение регуляторного риска и соответственно нагрузки на службы комплаенса.