К такому выводу эксперт пришел, анализируя текущую практику применения постановлений правительства №788 и №2240, вводящих дополнительные таможенные сборы в ответ на санкции.
С такой проблемой российские компании сталкиваются, когда поставщики из дружественных стран, опасаясь санкционных рисков, отказываются оформлять сертификаты происхождения. В результате импортер не может доказать происхождение товара, и таможня начисляет пошлины по максимальной ставке. Особенно сложная ситуация складывается с товарами из Китая, Индии и Узбекистана, на которые также распространяются антидемпинговые меры.
«Сертификат происхождения должен быть оформлен на каждую партию, при этом таможня проверяет, чтобы в документе был указан российский получатель и страна назначения – Россия. Если данные не совпадают, сертификат могут не принять», – отметил эксперт.
В некоторых случаях вместо сертификата можно предоставить декларацию происхождения, но для товаров, подпадающих под повышенные пошлины, этот механизм работает хуже, чем при антидемпинговых расследованиях. Поэтому Александр Стрижов считает, что унификация правил для импортеров стала бы логичным решением.
Кроме того, таможня имеет право проводить проверки в течение трех лет и в случае выявления нарушений требовать доплаты пошлин. В последнее время, по словам эксперта, участились случаи, когда угроза уголовного преследования используется как инструмент давления на импортеров для взыскания дополнительных платежей.
«Даже если уголовное дело возбуждено, импортер может избежать ответственности, уплатив двукратный размер недоимки. Однако сам факт угрозы создает значительные риски для бизнеса», – предупредил эксперт.
Источник: LOGIRUS