Белоруссия решила отсудить у России пошлины на нефть
Белоруссия упорно не хочет переходить на новые условия поставок нефтепродуктов, введенные Россией с начала этого года. Власти страны обратилась к арбитрам в СНГ с требованием заставить Россию отменить вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, введенные с начала года. Правда, эксперты говорят, что добиться хоть какого-то вердикта Минску удастся не ранее чем через полгода. Без гарантий его исполнения российской стороной.
Министерство юстиции Белоруссии обратилось с иском в Экономический суд СНГ, который выполняет функции суда ЕврАзЭС, а с 1 июля 2010 г. будет выполнять функции суда Таможенного союза. В иске поднимается вопрос правомерности взимания вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье, поставляемые из РФ в Белоруссию. Соответствующее заявление размещено на сайте Минюста Белоруссии.
Как известно, с 1 января 2010 года продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье для белорусских предприятий, поставляемые из России в Белоруссию, облагаются вывозной таможенной пошлиной.
Давайте жить по-старому
Смена правил игры произошла после того, как Россия отказалась продлевать действие понижающих коэффициентов на поставки нефти в Белоруссию, действовавшие с 2007 г. 31 декабря 2009 г. срок договора истек, и Москва заранее предупредила, что продлевать его не будет, потребовав перехода на рыночные ставки. Таким образом, ввоз нефти на перерабатывающие заводы Белоруссии с нового года стал облагаться по такой же ставке, как и поставки в дальнее зарубежье ($267 за тонну). Российская сторона надеялась компенсировать Белоруссии переход на рыночные цены беспошлинными поставками нефти для внутреннего употребления в объеме 5-6 млн т. Однако Белоруссию не устроил этот объем. Требуя его увеличения (до 8 млн т), Белоруссия одновременно лоббирует возврат к прежним условиям поставок.
Долой пошлины
«Применение вывозных таможенных пошлин… серьезно затруднило, а по отдельным позициям – привело к полному прекращению поставок таких нефтепродуктов на нефтехимические предприятия Республики Беларусь, – говорится в сообщении Минюста Белоруссии. – По сути это означает угрозу полной остановки работы ряда крупнейших предприятий нефтехимического комплекса Республики Беларусь…».
Действительно, приостановка поставок нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, которые напрямую зависят от российских поставщиков, привела к тому, что они сегодня испытывают серьезные проблемы. Вместе с ними страдает и экономика страны, которая во многом зависит от доходов нефтеперерабатывающей отрасли.
Минюст Белоруссии называет требование уплаты экспортной пошлины неправомерным. По мнению чиновников, оно «противоречит цивилизованной практике международной торговли и подрывает базовый принцип добрососедства во взаимоотношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией».
Хотя Белоруссии было бы выгодно решить проблему как можно скорее, иск вряд ли станет самым оперативным способом добиться этого. По словам руководителя секретариата Экономического суда СНГ Грачья Симонян, сроки его рассмотрения могут составить от полугода и более. Более того, иск Белоруссии вообще пока не дошел до суда, передают РИА Новости слова его представителя.
Чего хочет Белоруссия
«Это очередной ход Белоруссии, которая использует любые методы для отстаивания собственных интересов, – считает руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования «Пепеляев Групп» Галина Баландина. – Понятно, чего хочет достичь Белоруссия – покупать нашу нефть, перерабатывать ее и поставлять в третьи страны, оставляя доходы от таможенных пошлин у себя в бюджете».
Эксперт скептически оценивает шансы Белоруссии на победу. «Если речь идет о рассмотрении спора в рамках ЕврАзЭС, то суд не наделен правом выносить решения, обязательные для исполнения государствами, – говорит Баландина. – А если речь идет о прообразе будущего суда в рамках Таможенного Союза, функции которого также будет исполнять суд ЕврАзЭС, то о его статусе еще не договорились. Таким образом, в разрешении этого вопроса вряд ли помогут третьи лица. Этот спор необходимо решать двумя государствами».
«Экономика Белоруссии живет на российском сырье, – отмечает эксперт. – Так уж сложилось экономически, что Россия получает доход не путем изъятия природной ренты, а путем взимания вывозной пошлины. И в этом смысле непонятно, почему вывозная пошлина должна оседать в бюджете Белоруссии».
Со стороны Белоруссии – это политический жест, – не сомневается директор Института Национальной Стратегии Станислав Белковский. – Белоруссия по-прежнему хочет в свою пользу решить вопрос об экспортных пошлинах на нефть, причем в данном случае на наднациональном уровне при формальном сохранении тренда на интеграцию». Однако, по мнению эксперта, подобные выпады лишний раз убеждают, что Таможенный союз становится все менее перспективным образованием.
Больше не офшор
С 1995 г., когда был заключен Таможенный союз между странами, Белоруссия была, по сути, нефтяным офшором: Россия не взимала экспортную пошлину с поставляемой в Беларусь нефти и при этом продавала ей энергоносители по самой низкой цене. Но после дипломатического кризиса между Россией и Белоруссией, когда Москва потребовала от Минска возврата 85% пошлины на нефтепродукты, получаемой от экспорта в Европу, в 2007 г. страны заключили компромиссную сделку: российская доля в экспортной пошлине вырастет до 85% не сразу, а за несколько лет.