По поручению главы государства ФАС России подготовила многочисленные поправки, направленные на усиление борьбы с картелями. В числе прочего планируется расширить полномочия антимонопольных органов в рамках выездных проверок и наделить их правом получать материалы ОРД. В целом инициативы, безусловно, оправданны, но предложенная их версия вызывает вопросы, отмечает руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская.
5 августа 2017 г. Президент РФ утвердил перечень поручений по осуществлению первоочередных антикартельных мер. Они нацелены на выявление и пресечение сговоров, ужесточение уголовной и административной ответственности за них, а также на совершенствование взаимодействия между антимонопольными и правоохранительными органами при расследовании этих преступлений.
По Поручению Президента РФ антимонопольное ведомство разработало целый пакет законопроектов, в частности о внесении изменений в федеральные законы от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в УК РФ и УПК РФ.
Пакет законопроектов
- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ID проектов 02/04/03-17/00063540 и 02/04/12-17/00076395);
- «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта 02/04/10-17/00074502);
- «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“» (ID проекта 02/04/10-17/00074495);
- «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (ID проекта 02/04/10-17/00074514);
- «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“, Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ и Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» (ID проекта 02/04/10-17/00074517).
Поправки в УК РФ коснутся тех, в отношении кого может быть применена санкция за заключение антиконкурентного соглашения. Предлагается ввести отдельный состав преступления за картель, который организован лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, членом совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа организации, а также тем, кто распоряжается более чем 50% общего количества голосующих акций (долей). Для них предусмотрена повышенная ответственность. Если изменения будут приняты, круг лиц, потенциально подпадающих под уголовную ответственность, станет шире, а наказание для них – более серьезным.
Предполагается также расширить подследственность по ст. 178 УК РФ, внеся изменения в УПК РФ. Сегодня предварительное следствие по этой статье проводят только следователи МВД. Если новые нормы вступят в силу, это полномочие распространится и на следователей других правоохранительных органов, выявивших преступление, например Следственного комитета РФ или ФСБ.
ФАС России планирует получить дополнительные процессуальные возможности сбора документов и информации в рамках выездных проверок – право изымать (производить выемку) документов и предметов проверяемого. А если проверяемый откажется добровольно выдать требуемое, должностные лица антимонопольного органа смогут это сделать самостоятельно в принудительном порядке. Причем они будут вправе изъять не только копии документов, но и их подлинники. Согласно нынешней редакции поправок изъятие может проводиться с целью выявления любых нарушений антимонопольного законодательства, а не только антиконкурентных соглашений.
Таким образом, предлагается существенно расширить полномочия ФАС России в части получения доказательств. Но насколько это необходимо в отношении расследования всех нарушений антимонопольного законодательства? В законопроекте говорится, что выемка производится на основании мотивированного постановления руководителя антимонопольного органа, но не уточняется, какие мотивы могут побудить руководителя выдать такое постановление.
Важная поправка – увеличение срока давности по делам об ограничивающих конкуренцию соглашениях до пяти лет, а если есть признаки уголовно наказуемого деяния – до десяти лет по сравнению с общим трехлетним сроком давности по всем остальным составам антимонопольных нарушений.
Чтобы расширить доказательственную базу, на основании которой ФАС России сможет возбуждать дела и устанавливать факты нарушений в сфере защиты конкуренции, планируется закрепить возможность передавать антимонопольному органу результаты оперативно-разыскной деятельности (далее – ОРД). Причем результаты ОРД должны использоваться только для доказывания картелей. Однако есть опасения, что с их помощью будут доказывать и иные нарушения антимонопольного законодательства, поскольку сейчас общие формулировки законопроекта в этой части не мешают более широкому применению поправки.
С принятием изменений в ст. 178 УК РФ, к сожалению, опять не решается давняя проблема – отсутствие унификации норм освобождения от административной и уголовной ответственности за заключение картеля. Как в действующей редакции примечания к этой статье, так и в предлагаемых поправках приведен перечень совокупных условий для освобождения от уголовной ответственности за антиконкурентное соглашение. Он не совпадает с перечнем условий освобождения от административной ответственности за то же самое нарушение (примечание 1 к ст. 14.32 КоАП РФ).
В практике антимонопольного органа были парадоксальные случаи, когда освобождение компаний и их должностных лиц от административной ответственности в порядке примечания 1 к ст. 14.32 КоАП РФ не препятствовало их уголовному преследованию по ст. 178 УК РФ. Согласно изменениям в примечание к ст. 178 УК РФ нарушитель сможет претендовать на освобождение от уголовной ответственности, если он выполнил иные условия этого примечания, а также возместил ущерб или иным образом загладил вред, причиненный им.
Остается неясным, как будет подсчитываться ущерб, причиненный не всеми картелистами, а только конкретным участником и его должностным лицом, справедливо ли возлагать на должностное лицо компании-нарушителя обязанность из своего кармана возместить причиненный им ущерб и как иначе должностное лицо может загладить вред.
Все эти законодательные инициативы должны ужесточить уголовную ответственность за картельные сговоры, усилить полномочия ФАС России при проведении выездных проверок и расширить доказательственную базу, которая может лечь в основу обвинений. Инициатива Президента РФ и поправки антимонопольного ведомства вполне понятны и оправданны, однако текущие формулировки законопроектов вызывают много вопросов у экспертов и бизнес-сообщества. Надеемся, что их мнение будет учтено в окончательных версиях законопроектов.