Банкротства законодательно выводят из моды
Окончательный текст законопроекта о внесении изменений в закон "О несостоятельности (банкротстве)" вчера опубликован Минэкономики на интернет-сайте. В пресс-службе министерства "Ъ" сообщили, что он направлен на согласование в ведомства, до 2 февраля будет проведена его антикоррупционная экспертиза. Глава Минэкономики Эльвира Набиуллина провела совещание с представителями Российского союза предпринимателей, посвященное ряду аспектов законопроекта, 22 декабря.
Окончательный вариант документа включает в себя три крупные взаимосвязанные инициативы Минэкономики по реформе института банкротства, зафиксированного законом 2002 года. Первая — появление в законе института "предпринимательской группы", в отношении которой могут применяться процедуры закона. Вторая — анонсированное прошлым летом госпожой Набиуллиной на встрече с президентом Дмитрием Медведевым изменение механизма "санации" и введение "финансового оздоровления" (в Минэкономики их называют "реабилитационным процедурами", см. "Ъ" от 9 июня). Это аналог "защиты от банкротства", существующего в законодательстве США, ЕС и Японии — его анонсировал в интервью "Ъ" в декабре первый вице-премьер Игорь Шувалов. Третье новшество — введение в закон норм об особенностях банкротства транснациональных групп компаний ("трансграничные банкротства". Ранее Минэкономики представляло эти поправки в основном раздельно, и лишь публикация всего текста законопроекта (в нем сейчас 163 страницы) позволяет оценить, как изменится институт банкротства по итогам правки.
Изменения, касающиеся понятия "предпринимательской группы", уже вносились в закон о банкротстве в 2009 году (понятие закона о "лицах, контролирующих должника", вступило в силу 5 июня 2009 года). Проект предполагает дополнительно расширить круг лиц и компаний, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам юрлица, в отношении которого действуют процедуры закона "О банкротстве". Впрочем, закон позволяет и добровольно объявить фактическую группу компаний "предпринимательской группой" — по проекту определения, это "один или несколько должников-юрлиц, подконтрольных контролирующему лицу — члену предпринимательской группы, и связанных между собой управленческими, производственными процессами". Текст осторожно выводит из-под определения "предпринимательские группы" в финансовом секторе и группы физлиц. Поправки обессмысливают существующие способы защиты активов в группах компаний от банкротства, например, выведение недвижимости групп в отдельные ООО с предоставлением этих активов в аренду группе. Проект устанавливает технологические особенности банкротных процедур в отношении групп — в том числе внешнего управления, конкурсного производства, а также "финансового оздоровления".
В текущей версии документа Минэкономики процедура оздоровления описана подробнее, чем в предыдущих — судя по всему, ведомство Эльвиры Набиуллиной рассчитывает на распространение именно этой банкротной процедуры. Финансовое оздоровление вводится сроком не более чем на пять лет и защищает должника от большинства требований кредиторов (см. "Ъ" от 9 июня) по его заявлению. Важная новация документа — введение понятия "класса требований", согласно которому кредиторы могут быть разбиты при составлении плана финансового оздоровления на "классы" требований похожих кредиторов (банки, страховые компании, контрагенты по поставке сырья, дистрибуторы и т. д.). Все "классы" должны одобрить план финоздоровления компании или группы — но голосование внутри "класса" производится простым большинством. При несогласии отдельных "классов" их мнение можно игнорировать, если суд сочтет, что условия погашения долга им не хуже, чем у других "классов". Долги другим членам "предпринимательской группы" в голосовании кредиторов не участвуют.
Арбитражному суду проектом предоставляются чрезвычайно широкие полномочия по управлению процессом "финансового оздоровления" — вплоть до определения условий признания интересов "класса должников" не ущемленными и принуждения "класса" следовать условиям оздоровления. Наконец, в ходе "оздоровления" должник может договориться с должниками о сколь угодно большом дисконте по долгам — за это решение должны проголосовать все "классы" и не менее 75% кредиторов в целом. Это делает почти бессмысленным конкурсное производство, которым может, согласно проекту, закончиться неудачное "оздоровление". Возможности реструктуризации бизнеса в "финансовом оздоровлении" уже мало чем ограничены.
Третья группа поправок, о "трансграничном банкротстве", по сути, расширяет понятие "предпринимательской группы" за пределы РФ. Законопроект вводит понятие "центра основных интересов" должника: группа может иметь формального собственника за пределами РФ, но быть признанной де-факто российской, если ее деятельность и активы преимущественно находятся в границах РФ — и банкротиться именно как группа. Впрочем, документ достаточно подробно разграничивает сферу полномочий российских и иностранных судов, вводит понятие "неосновного производства" в трансграничном банкротстве и описывает порядок исполнения в России решений иностранных судов о банкротствах.
Юристы называют поправки "прогрессивными", но "запоздалыми". Партнер Lidings Татьяна Бичева отмечает, что именно в кризис необходимо, чтобы процедура банкротства была максимально призрачной. "Поскольку законодательство о банкротстве находится в постоянных поправках, практики по нему очень мало. Чем прозрачнее будет закон, чем больше корректировок будет добавлено, тем легче будет судиться и тем меньше мы будем заходить к прецедентному праву",— считает она. А старший юрист фирмы "Пепеляев Групп" Варвара Кнутова отмечает востребованность именно финансового оздоровления. "Ранее банкротство ассоциировалось с похоронами компании: имущество распродавалось за бесценок, кредиторы получали копейки, предприятие с потерей лица уходило с рынка. Сейчас осознана необходимость введения цивилизованных процедур спасения". Отметим, арбитражная практика может продемонстрировать другую проблему — невозможность в течение многих месяцев или даже лет взыскать долг или добиться конкурсного производства даже в отношении абсолютно безнадежного должника.