Комментирует партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева: «Действительно, некоторые эксперты на основании анализа текущей экономической ситуации не исключают возможности резкого скачка корпоративных банкротств уже в 2025 году. Как оценивать такие прогнозы? С одной стороны, мы имеем все экономические предпосылки для такого развития ситуации, поскольку значительная часть субъектов бизнеса не смогла приспособиться к текущей ситуации. На фоне недоступности кредитов из-за высоких процентных ставок, массового повышения банками ставок по уже действующим кредитам многим компаниям объективно нелегко преодолевать финансовые сложности.
С другой стороны, процедура банкротства стала еще менее эффективной для всех заинтересованных сторон с точки зрения конечного результата, и, что немаловажно, для кредиторов тоже. Начинать и вести банкротный спор стало весьма дорого, в том числе из-за обложения госпошлиной любых обращений в рамках дел этой категории, а госпошлины в 2024 году кратно выросли, и зачастую речь идет о весьма чувствительных суммах. Кроме того, можно ожидать введения определенных мер государственной поддержки бизнеса, например введения моратория на банкротства. Совсем недавно, в ковид, такая мера неплохо себя зарекомендовала и действительно помогла не одной компании. Все это в совокупности будет искусственно сдерживать рост числа дел о банкротстве при высокой латентности несостоятельных компаний. Но ожидания массового, именно количественного скачка корпоративных банкротств не вполне оправданы.
Но в любом случае ситуация складывается не самая простая. И компаниям стоит тщательно продумывать свои действия при взаимодействии с контрагентами, при выборе партнеров и, конечно же, в связи с собственными начавшимися или только возможными затруднениями. Мы рекомендуем как можно раньше провести профессиональную оценку текущего положения компании и ситуации в ней и подготовить хотя бы краткосрочный, с горизонтом 1–3 года, прогноз развития. Это станет базой для корректировки стратегии действий при наступлении того или иного события.
В некоторых случаях предпочтительной может оказаться стратегия перепрофилирования деятельности, сворачивания или продажи бизнеса, присоединения к более крупным игрокам рынка. Главное — ваша компания будет готова к любому варианту развития событий».
Источник: РБК Петербург