Антимонопольное оздоровление
Отметим два громких дела из недавней практики регулятора.
В марте ФАС России возбудила дело по признакам нарушения ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в связи с использованием на радиостанциях недостоверной рекламы препарата «Арбидол» как терапевтического средства от коронавирусной инфекции COVID-19. Содержащиеся в рекламе сведения об активности «Арбидола» против коронавируса выходили за пределы показаний, указанных в инструкции к применению.В апреле по схожим обстоятельствам начато расследование с целью выявления признаков недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение путем распространения недостоверных сведений о лекарственном препарате «Аллокин-альфа». На сайте, посвященном лекарству, распространялась информация о его эффективности при профилактике и лечении коронавируса. Однако действенность препарата для лечения COVID-19 не подтверждена ни клиническими испытаниями, ни инструкцией по его применению.
Сейчас рынок лекарственных средств расширяется, конкуренция на нем усиливается: коронавирус дал повод для использования маркетинговых стратегий, с помощью которых производители пытаются подчеркнуть уникальность и преимущества своей продукции. В подобных заявлениях часто гарантируются безопасность препарата или наилучший результат его применения в профилактике и лечении этой инфекции.
Сведения об эффективности помогают компании-производителю охватить наибольший круг потенциальных потребителей и таким образом улучшить сбыт. При этом недобросовестное поведение не только плохо влияет на конкурентную среду, но и может нанести вред покупателям из-за непредсказуемого действия препарата.
Выходящие за пределы указанных в инструкции свойств и характеристик утверждения, что применение конкретного препарата дает положительный лечебный эффект, – неприемлемая форма манипулирования спросом.
Регулятор тщательно следит как за ценами на социально значимую продукцию, включая лекарства и медизделия, так и за добросовестностью маркетинговых политик по продвижению товаров. Бизнесу следует понимать возрастающие риски привлечения к ответственности и учитывать их в рекламных кампаниях.
Реклама лекарств должна быть достоверной и соответствовать данным, полученным в результате клинических исследований. Заявленные свойства не могут выходить за пределы показаний в инструкции по применению. Кроме того, подобная реклама не должна гарантировать положительное действие и эффективность препаратов.
С самой инфекцией борются медицинские учреждения, а вот с ее правовыми последствиями – правоприменительные органы, в том числе ФАС России. Как свидетельствует практика, антимонопольное ведомство своевременно реагирует на нарушения, совершаемые в кризисных обстоятельствах, особенно в сферах, наиболее подверженных риску противоправного поведения.