ИТ-аккредитации – необходимое условие для получения ИТ-компаниями доступа к мерам государственной поддержки, претендовать на которые могут далеко не все. И вопрос здесь не столько в соответствии "входным" критериям, сколько в необходимости эти критерии сохранить, а значит успешно пройти процедуру проверки и избежать негативных последствий. Подробнее в колонке партнера, руководителя телекоммуникационной группы «Пепеляев Групп» Натальи Коваленко и младшего юриста Альберта Березина.
В июле 2023 года Минцифры завершило проверку аккредитации, итогом которой стало ее продление более 17 тыс. компаниям
Минцифры продлило аккредитацию 17 тыс. ИТ-компаний - https://t.me/mintsifry/1917. Однако на практике сохранение ИТ-аккредитации по-прежнему вызывает сложности.
Положением о государственной аккредитации предусмотрена ежегодная процедура ее проверки Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729, Постановление Правительства РФ от 22.02.2023 г. № 296. Среди требований, которым необходимо соответствовать компаниям, в том числе:
-
предоставление корректного согласия на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну,
-
размещение на официальном сайте информации о деятельности в области ИТ на русском языке.
Одной из "популярных" причин аннулирования аккредитации в текущем году стало некорректное представление согласия на раскрытие налоговой тайны. В картотеке арбитражных судов можно обнаружить несколько исков к Минцифры по вопросу обжалования аннулирования по этому критерию. И если одна часть дел – "отказные" К примеру, дела А40-40712/2023, А40-54858/2023, А40-75337/2023, А40-92744/2023, А40-94298/2023, А40-99249/2023, А40-60058/2023, А40-86353/2023, А40-86389/2023, А40-55994/2023., то второй части лишь предстоит рассмотрение в первой и второй инстанции (например, дела А40-75791/2023, А40-111968/2023, А40-96175/2023 и А40-80074/2023).
Нарушение по данной категории дел выражается в неверном выборе кода, вернее в выборе кодов "1100" и "1400" Согласно Письму ФНС РФ № ЕД-4-2/25672@, код "1100" - Сведения из налоговых деклараций (расчетов), код "1400" - Иное без указания в согласии в поле "Иное" ("для кода 1400") кода "20009". Из-за такой ошибки раскрыть сведения в адрес Министерства становится невозможно.
- сведения о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений;
-
сведения о доходах организации (по данным бухгалтерской отчетности организации);
-
сведения об организациях, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ.
Именно поэтому на странице с перечнем кодов в поле "Код комплекта сведений" должно быть указано значение "20009" (раздел 2 Инструкции
https://t.me/mintsifry/1577).
Другим менее очевидным на первый взгляд критерием, но, тем не менее, вызывающим сложности у налогоплательщиков, является наличие информации о профильной деятельности на сайте ИТ-компании.
Этим примечательно дело ООО "Консультант студента" (А40-301931/2022), в котором Минцифры в обоснование аннулирования аккредитации указало, что на момент проверки на сайте Общества отсутствовала информация о ведении ИТ деятельности. К такому выводу помог прийти анализ сайтов с использованием "сервиса по поиску архивных копий сайтов Архив интернет".
Суды встали на сторону Министерства. Доводы Общества о том, что основным видом экономической деятельности является 63.11 "Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим", о том, что программное обеспечение включено в единый реестр ПО для ЭВМ и баз данных, а также скриншоты сайта (по состоянию на декабрь 2022 г.) не привели к удовлетворению требований Общества.
Позиция судов сводится к следующему:
- Указание "профильного" кода ОКВЭД (код 63.11) не подтверждает осуществление профильной деятельности. В качестве одного из дополнительных видов экономической деятельности указан код 82.92 "Деятельность по упаковыванию товаров", что не подтверждает факт осуществления Обществом такой деятельности.
-
Наличие программ в реестре ПО для ЭВМ и баз данных не подтверждает осуществление профильной деятельности. Более того, на сайте Общества "не содержалось соответствующей информации".
-
Во время проверки (июнь, июль 2022 г.) на сайте отсутствовала информация, подтверждающая профильную деятельность Общества, поэтому доказательства в виде скриншотов страниц отклонены.
Таким образом, даже косвенное подтверждение в виде программ из реестра не может свидетельствовать о профильной деятельности компании. Возможно, ситуацию изменит следующая инстанция, тем более у Общества есть время на обжалование до конца сентября 2023 года.
Что ждет компанию, ИТ-аккредитация которой аннулирована?
Среди налоговых последствий – лишение права применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ) и льготную ставку 7,6% по страховым взносам (п. 5 ст. 427 НК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ), а также возобновление налоговых проверок (выездных в том числе). Другие последствия – лишение отсрочки от призыва на военную службу для работников и невозможность получения "льготной" ипотеки. Льготная ставка по ипотеке (до 5% годовых) сохранится только для работников, оформивших ее до даты аннулирования аккредитации (пп. н(1) п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 805).
Сведения из реестра аккредитованных организаций будут исключены в течение 15 рабочих дней с момента выявления оснований для аннулирования либо 5 рабочих дней с момента подачи заявления об аннулировании аккредитации от самой организации. Лишившаяся аккредитации компания может направить жалобу на решение Министерства через систему досудебного обжалования либо подать заявление на аккредитацию повторно.