В начале года компания начислила сотрудникам вознаграждения по итогам работы за прошлый год. При методе начисления суммы списывают на расходы в том периоде, когда поощрение начислили. Но это если компания не формирует резерв.
Компания не создает резерв в налоговом учете
Работодатель в январе или феврале начислил сотрудникам вознаграждение по итогам работы за предыдущий год. При методе начисления его включают в расходы на оплату труда на дату, когда руководитель завизировал приказ на выплату поощрения. При этом Минфин сослался на пункт 4 статьи 272 НК РФ, согласно которому расходы на оплату труда признают ежемесячно в размере начисленных сумм.
В бухучете компания должна создавать на подобные цели резерв (оценочное обязательство). Это следует из пункта 8 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства…», которое утверждено приказом Минфина России от 13.12.10 № 167н.
При этом возникают вычитаемые временные разницы (ВВР). Умножьте их на ставку налога на прибыль, получится отложенный налоговый актив (ОНА) — пункты 11 и 14 ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н.
В учете запишите:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— отражен ОНА.
Когда компания признает расходы на вознаграждение для целей налогообложения, ОНА погашают (п. 17 ПБУ 18/02):
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
— погашен ОНА.
Организация формирует резерв и в бухгалтерском, и в налоговом учете
Чтобы равномерно списывать расходы, компания может создать резерв на выплату вознаграждений и в налоговом учете. Такое право предоставляют пункты 1 и 6 статьи 324.1 НК РФ. Зарезервированные суммы признают на дату, когда сделали отчисления в резерв (подп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ). Но тогда годовые вознаграждения списывают не на расходы, а за счет резерва.
В этом случае у компании не возникнет разниц между данными налогового и бухгалтерского учета. Если, конечно же, резервировать одинаковые суммы.