Загрузка...
29.07.2019
3 мин. на чтение

Безупречный шедевр за токсичные деньги: чем грозит коллекционеру новый закон ЕС

Как новые европейские меры по борьбе с отмыванием денег повлияют на российских коллекционеров и арт-дилеров и какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать негативных последствий и уголовных рисков

В 2018 году Евросоюз ужесточил правила по борьбе с отмыванием денег. Это законодательство впервые напрямую коснулось арт-рынка и стало первым шагом к развитию глобальной мировой тенденции по введению финансовой прозрачности в указанной сфере. В январе 2020 года новые правила начнут действовать во всех странах ЕС.

Рынок произведений искусства стал предметом законодательного регулирования в Европе как одна из наиболее привлекательных сфер для отмывания денег в силу чрезвычайно высоких неконтролируемых цен, отсутствия единых правил, использования участниками рынка офшорных юрисдикций и беспошлинных складов (свободных портов). Одна из причин, по которой именно сфера искусства стала привлекательным средством отмывания денег, в том, что другие каналы были практически перекрыты усилиями финансовых и правоохранительных органов. Чем жестче регулировался международный финансовый сектор, тем больше средств поступало в мир искусства, где анонимность и расчеты наличными были и остаются нормой.

В мае 2018 года законодательными органами Евросоюза была принята Пятая Директива по борьбе с отмыванием денег (5AMLD), которая добавила рынок предметов искусства в список регулируемых отраслей. Этот документ носит обязательный характер и имеет прямое влияние на законы государств-членов. К январю 2020 года все члены Евросоюза обязаны внести в национальное законодательство соответствующие поправки, усиливающие контроль за сделками с искусством. С этого момента новые правила заработают в полной мере. Цель закона — противодействие преобразованию денег или предметов искусства, полученных преступным путем, в легальную форму.

Новые требования

По существу, Пятая Директива распространила требования к отчетности, которые ранее применялись к банкам и другим финансовым организациям, на лиц, торгующих или выступающих в качестве посредников в торговле произведениями искусства, в том числе на художественные галереи и аукционные дома. Нововведения возлагают на указанных лиц обязанность по сбору, хранению и предоставлению государственным органам информации о сделках и клиентах. В зону государственного контроля попадают все сделки с предметами искусства, цена которых составляет €10 000 или более независимо от формы оплаты.

В частности, в силу новых правил европейские арт-дилеры, галереи и аукционные дома при сопровождении сделок обязаны проводить определенные проверочные мероприятия, направленные на установление реальных сторон сделки, выяснение личности клиента (в случае, если стороной сделки является организация — ее конечного бенефициара), источника происхождения его средств, полномочий и личности представителя/посредника, действующего от стороны сделки. Требования к документации и отчетности распространяются даже на сделки в свободных портах в зонах с льготными режимами налогообложения и таможенных сборов. О любых подозрительных сделках, когда личность покупателя или законность его благосостояния вызывают сомнения, арт-дилеры под риском собственной ответственности будут обязаны сообщать государственным органам.

Арт-дилеры выступают против новых правил, ссылаясь на то, что они вызовут недоверие и отток покупателей, а также разорение средних и мелких участников индустрии, не имеющих ресурсов для реализации административного бремени. Кроме того, открытость крайне непривычна для арт-рынка, особенно в части вопросов об источниках происхождения денег покупателей. Традиция секретности многие годы оставалась негласным правилом рынка искусства.

Поскольку национальные законы пока не приняты и отсутствует детальная регламентация обязанностей и критериев проверки, сохраняется неопределенность в том, как новые требования будут работать на практике. Сейчас европейские дилеры ожидают разъяснений относительно того, как именно им собирать и предоставлять государству сведения и проводить проверку.

Читать полностью: Forbes.ru, Финансы и инвестиции / Искусство, 23.07.2019


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?» Ната...

Смотреть

13.05.2023

Как связаны право и искусство

На ПМЮФ-2023 прошла сессия «Визуализация права: форма интеграции и тенденции развития права и искусства», эксперты поговорили...

12.05.2023

Визуализация права: форма интеграции и тенденции развития права и искусства – итоги сессии

12 мая 2023 г. в рамках ПМЮФ-2023 состоялась сессия «Визуализация права: форма интеграции и тенденции развития права и искусства»,...

21.12.2021

Управляй и зарабатывай, или как превратить творчество в бизнес

7 и 8 февраля 2022 года в Цифровом деловом пространстве в Москве состоится международная образовательная конференция Distant...

09.11.2020

Государственная поддержка частных музеев: какова цена?

О том, какие законодательные ограничения могут коснуться частных музеев в связи с интеграцией в единое музейное пространство...