10 лет на уголовное преследование
Часть 1.1 ст. 140 УПК РФ признана утратившей силу, что фактически означает возврат порядка возбуждения уголовных дел по налоговым составам, действовавшего до декабря 2011 года.
Вместе с тем устанавливаются дополнительные обязанности.
Следователь при поступлении из органов дознания сообщения о налоговом преступлении и при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в течение трех суток направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит налогоплательщик на налоговом учете:
- копию сообщения о преступлении с приложением соответствующих документов;
- предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки.
После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.1 УК РФ, может быть возбуждено следователем также и до получения из налогового органа заключения или иной информации при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Направляемые налоговым органом следователю заключение или информация носят формальный характер, то есть не влияют на решение о возбуждении (об отказе в возбуждении) уголовного дела о налоговом преступлении. Внесенные изменения вновь будут приводить к тому, что при
отсутствии налогового правонарушения будет возбуждаться уголовное дело, связанное с уклонением от уплаты налогов.
Судебный акт об отсутствии нарушения налогового законодательства становится более важным, чем аналогичное решение налогового органа, поскольку ст. 90 «Преюдиция» УПК РФ остается без изменений.
Уголовное преследование за налоговые преступления может осуществляться за период деятельности налогоплательщика до десяти лет, в том числе и за те периоды, за которые уже проводилась налоговая проверка.
Произошедшие изменения влекут необходимость пересмотра системы безопасности руководителей и сотрудников, а также компании в целом. Следует разработать и предпринять дополнительные юридические, организационные и технические меры по защите прав и закон-
ных интересов указанных лиц.