Загрузка...
25.06.2012
12 мин. на чтение

Конкуренция и право: события недели, выпуск № 22, за 13 – 17 июня 2012 г.

НОРМОТВОРЧЕСТВО

Законопроект о госзакупках перепишут по рекомендации олигархов

РБК daily, 14.06.2012

После второго чтения из законопро­екта о Федеральной контрактной системе (ФКС), регулирующей все уровни госзаказа, могут исключить такие варианты закупок, как запрос предложений, запрос котировок и конкурс с ограниченным участием. Соответ­ствующие предложения разработаны в РСПП и, как стало извест­но РБК daily, находят поддержку у профильного комитета Госдумы.

Проект закона о ФКС, который сейчас находится на обсуждении в Госдуме, нуждается в конструктивной доработке, заявил на заседании бюро правления РСПП руководитель комитета по развитию конкуренции Сергей Генералов. Среди «поля для деятельности» — сокращение списка способов закупок, введение финансовых стимулов против демпингующих поставщиков, а также «опрозрачивание» системы ответственности чиновников за нарушение правил закупок.

ФАС России направила на согласование в Минтранс России, ФСТ России, Минэкономразвития России разработанный проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 № 599 «О порядке доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».

Проект устанавливает:

- общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа операторов и/или самообслуживающихся потребителей к оказанию услуг по наземному обслуживанию с использованием объектов инфраструктуры аэропортов, а также к самим объектам инфраструктуры, с использованием которых оказываются эти услуги;

- порядок обеспечения этого доступа при наличии ограничений в аэропорту;

- перечень услуг по НО, к выполнению которых в обязательном порядке должен быть обеспечен доступ операторов и самообслуживающихся потребителей в крупных аэропортах (более 1 млн. пассажиров в год);

- минимальное количество операторов, которые даже при наличии ограничений должны быть допущены к оказанию установленных проектом услуг по наземному обслуживанию в крупных аэропортах (в аэропортах с пассажиропотоком не менее 1 млн. пассажиров в год – не менее 2-х организаций, в аэропортах с пассажиропотоком более 5 млн. пассажиров в год – не менее 3-х организаций);

- порядок недискриминационного доступа операторов при имеющихся ограничений по числу операторов, оказывающих услуги по наземному обслуживанию, с использованием объектов инфраструктуры.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

Правительство РФ приняло Постановление от 1 июня 2012 г. № 542, которым изменены величины стоимости активов кредитных организаций для осуществления антимонопольного контроля, определенные Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2007 г. № 335.

Так, получать предварительное согласие антимонопольного органа при осуществлении сделок, иных действий, предусмотренных статьями 27-29 Закона о защите конкуренции, теперь необходимо, если стоимость активов кредитных организаций превышает 22 млрд. рублей (ранее 33 млрд. рублей).

В свою очередь уведомлять антимонопольный орган о совершении сделок и действий в предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 30 Закона о защите конкуренции случаях необходимо, если стоимость активов кредитной организации превышает 2 млрд. рублей (ранее – 2,5 млрд. рублей).

Необходимо отметить, что стоимость активов кредитных организаций теперь определяется на основании данных бухгалтерского баланса (публикуемая форма), а не на основании данных оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитных организаций.

Изменения коснулись также Постановления Правительства РФ от 30 мая 2007 г. № 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля». Пороговые значения величин стоимости активов определены и для микрофинансовых организаций.

В Минюсте России зарегистрирован Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 337 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению уведомлений о приобретении иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Документ определяет круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, состав и последовательность выполнения административных процедур, формы контроля за предоставлением государственной услуги, порядок обжалования решений должностных лиц ФАС России.

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

Конкуренция за конкуренцию не задалась

«Коммерсантъ», 15.06.2012

В ходе доклада главы ФАС Игоря Артемьева на заседании правительства о состоянии конкуренции в РФ кабинету министров Дмитрия Медведева пришлось устранять главный парадокс экономической политики последнего десятилетия. Из доклада следовало, что по качеству законодательства и правоприменительной практики РФ занимает 19-е место в мире, а по фактическому состоянию конкурентной среды лишь 120-е место из 183 стран. Из признаний главы ФАС Игоря Артемьева, сделанных в зале заседания правительства, следовало, что в неудачах с уровнем конкурентной среды повинен Белый дом, с 2009 года тормозящий программу развития конкуренции.

Действующая программа завершается в 2012 году, сопровождающий ее план мероприятий запланирован до 2015 года. Но, по словам Игоря Артемьева, с 2009 года "фактически все мероприятия перенесены", а "системные вопросы были заморожены". То есть все это происходило, как ни удивительно, как раз в то время, когда пост премьер-министра занимал действующий президент Владимир Путин. Улучшать конкурентную среду Игорь Артемьев предложил, реанимируя прежние инициативы ФАС. Он попросил правительство "всерьез обдумать" упразднение закона "О естественных монополиях" — по его мнению, закон, написанный в 1995 году, устарел и противоречит закону "О конкуренции". Производные же от закона "О естественных монополиях" законы носят антиконкурентный характер — например, закон "О газоснабжении". Результат — суды выносят решения, тормозящие развитие конкуренции.

Кроме этого, Игорь Артемьев предложил упразднить унитарные предприятия во всех секторах экономики: они ведут себя одновременно и как гособразования, и как рыночные структуры. Другие инициативы ФАС — правила недискриминационного доступа в отрасли связи и к железнодорожной инфраструктуре. Господин Артемьев предложил отказаться и от монополизма "Аэрофлота" на части международных маршрутов и либерализовать тарифное регулирование в ряде отраслей — например, для стивидорных компаний в портах.

Также по теме:

Закон «О естественных монополиях» могут заменить главой Закона «О конкуренции»

РБК daily, 15.06.2012

Члены правительства признали, что антимонопольную политику провалили сообща

«Московские новости», 15.06.2012

Дмитрий Медведев прислушался к «Открытому правительству» и заставит прислушаться к нему ФАС

«Коммерсантъ», 14.06.2012

Про граммы конкуренции

«Российская газета», 14.06.2012

Программа по развитию конкуренции в РФ будет доработана к октябрю

РИА Новости, 14.06.2012

Единороссы подозревают крупного производителя молочной продукции в желании потопить конкурентов

«Известия», 13.06.2012

Единороссы просят главу ФАС Юрия Артемьева проверить, почему компания «Danone-Юнимилк» вынуждает поставщиков снижать закупочные цены, но при этом для потребителей стоимость молочных продуктов компании только растет.

С соответствующим запросом к Артемьеву обратились депутаты Иван Квитка, Анатолий Карпов и Вячеслав Тимченко. Документ отправлен и на имя генпрокурора Юрия Чайки.

Первыми тревогу забили региональные производители и местные власти. По их данным, с начала 2012 года группа компаний «Danone-Юнимилк» дважды снизила закупочные цены в ряде регионов. Сегодня у компании 30 заводов, ей принадлежат бренды Actimel, Danone, «Bio Баланс», «Даниссимо» и другие. Компания закупает более половины объемов продукции, производимой региональными хозяйствами.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

Выявлена картель поставщиков вещевого имущества для нужд МВД

ФАС России, 15.06.2012

13 июня 2012 г. ФАС России установила, что 32 поставщика вещевого имущества для нужд МВД России заключили и участвовали в соглашении, ограничивающем конкуренцию и повлекшем за собой поддержание максимальных цен на торгах (нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Картель поставщиков вещевого имущества действовал в течение 2010 года. Предмет сговора – раздел 39 лотов на поставку вещевого имущества для нужд Управлений внутренних дел по Смоленской, Вологодской, Псковской, Тульской и Мурманской областей. Во всех торгах участники картеля действовали одинаково: регистрировались для участия в торгах, в ходе торгов от конкурентной борьбы отказывались и, в результате, один из них выигрывал право заключить государственный контракт по максимально возможной цене.

При реализации антиконкурентного соглашения доход участников картеля составил более 36 млн рублей.

Материалы этого дела будут направлены в МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ.

УФАС заподозрило башкирских переработчиков молока в согласованных действиях

«Коммерсантъ», 15.06.2012

Представители регионального управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) объявили, что проводят новую проверку законности ценообразования на продукцию башкирских переработчиков молока. Ведомство смущает разница между 20-процентным падением закупочных цен на молоко и 7-процентным снижением стоимости молочной продукции в розничных сетях. Кроме того, в УФАС убеждены, что местные переработчики снизили объемы закупок сырого молока у местных производителей. Эксперты считают маловероятным, что претензии ведомства подтвердятся в ходе расследования и объясняют тенденции на молочном рынке излишками молока.

Расследованием DDoS-атак на госуслуги впервые займется МВД

«Известия», 15.06.2012

Компания Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), которая проводит конкурсы по госзакупкам, обратилась в МВД с жалобами на постоянные DDoS-атаки — множественные запросы к системе, которые приводят к ее неработоспособности. На компанию только в этом году совершались шесть таких атак, каждый раз торги были перенесены. По трем фактам Следственное управление ЮЗАО Москвы возбудило уголовное дело.

Начальник управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев уверен, что бороться с атаками с территории России довольно легко и основной проблемой являются атаки с территорий других стран. Такое происходит со всеми сайтами.

— Мы постоянно повышаем требования к площадкам. Штрафуем их за каждый такой срыв на 300 тыс. рублей. Они жалуются на санкции, ибо уверяют, что это не их вина, а внешние факторы. Но тем не менее совершенствуют свое оборудование и программное обеспечение. Но из-за таких событий площадки не исключают из списка, иначе они все уже не работали. Площадка может быть исключена, если не работает несколько дней, — говорит Евраев. Он уточнил, что сбой приводит только к переносу аукциона с теми же участниками и не влияет на результат. Даже есть случаи, когда аукцион начинается с той цены, где остановился в момент возникновения технических сложностей.

ФАС: действия ОАО «Объединенная зерновая компания» и ЗАО «ИК «Тройка Диалог» содержат признаки ограничения конкуренции

ФАС России, 14.06.2012

Федеральная антимонопольная служба 9 июня 2012 г. возбудила дело в отношении ОАО «Объединенная зерновая компания» и ЗАО «ИК «Тройка Диалог». Признаки нарушения выразились в создании препятствий хозяйствующим субъектам, имеющим намерение участвовать в покупке акций дополнительной эмиссии ОАО «Объединенная зерновая компания», что привело к ограничению числа потенциальных инвесторов. Это может являться нарушением статей 11 и 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Также по теме:

Олег Дерипаска нашел для ОЗК дело. ФАС проведет расследование хода ее приватизации

«Коммерсантъ», 15.06.2012

Чиновники вышли на отсевную

«Ведомости», 15.06.2012

Аннулирован аукцион МВД на 150 млн рублей

ФАС России, 13.06.2012

8 июня 2012 г. Коми УФАС признало обоснованной жалобу ООО «Управляющая Финансовая Компания» на действия МВД по Республике Коми при проведении электронного аукциона.

УФАС сочло, что включение в состав одного лота работ и товаров, технологически и функционально не связанных с предметом торгов, является нарушением ч. 3.1 ст. 34 Закона «О размещении заказов…». На основании изложенного Министерству внутренних дел по Республике Коми выдано предписание об аннулировании аукциона.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Законность административного штрафа на ОАО «БПК» подтверждена апелляционным судом

ФАС России, 15.06.2012

13 июня 2012 г. Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда г. Москвы и подтвердил законность постановления ФАС России о наложении на ООО «Белорусская продовольственная компания» штрафа в размере более 12 млн. руб. за участие в антиконкурентном соглашении.

Ранее Комиссия ФАС России вынесла решение о признании ОАО «Мозырьсоль», ООО «БПК», ЗАО «ТДС» и OOО «Евротраст Экспо» нарушившими Закон «О защите конкуренции» (согласованные действия, приводящие к разделу товарного рынка). Компании согласовывали условия реализации соли производства ОАО «Мозырьсоль» на территории Москвы и Московской области. На ОАО «БПК» был наложен оборотный штраф.

ОАО «БПК» обратилось в арбитражный суд с иском об изменении постановления ФАС России в части административного наказания. Однако арбитражные суды поддержали позицию ФАС России, и решение вступило в законную силу.

Суд подтвердил штраф за антиконкурентные соглашения на рынке КАСКО

ФАС России, 14.06.2012

13 июня 2012 г. ФАС Московского округа подтвердил законность административного штрафа, наложенного ФАС России на ООО «КРК - Страхование» в размере более чем 7 млн рублей за заключение и участие в антиконкурентых соглашениях на рынке КАСКО.

ФАС МО отказал ООО «КРК - Страхование» в удовлетворении заявленных требований об отмене решения Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2011 г., а также постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 г. и вынесении нового судебного акта о признании незаконным постановления ФАС России о привлечении ООО к административной ответственности.

Ранее ФАС России установила, что правонарушение выразилось в заключении и участии ООО «КРК - Страхование» в антиконкурентных соглашениях, которые привели (могли привести) к установлению и поддержанию цен (тарифов) по страхованию транспортных средств для физических лиц-клиентов ЗАО «КРК» и КБ «КРК» (ОАО). Также правонарушение выразилось в заключении и участии в соглашениях, которые привели (могли привести) к навязыванию клиентам ЗАО «КРК» и КБ «КРК» (ОАО) невыгодных условий договора страхования.

ВАС поставил точку в споре между «ВСК» и антимонопольной службой

ФАС России, 14.06.2012

7 июня 2012 г. ВАС РФ уточнил правовую позицию в отношении правомерности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, занимающих доминирующее положение на розничных рынках электроэнергии и создающих необоснованные препятствия смежным участникам рынка при согласовании перечней средств изменения (ПСИ), необходимых для входа на оптовый рынок.

Ранее Вологодское УФАС России признало ОАО «Вологодская энергосбытовая компания» (ОАО «ВСК») нарушившим антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции). Компания злоупотребила своим доминирующим положением на рынке путем необоснованного уклонения от согласования ПСИ для целей коммерческого учета и Соглашения об информационном обмене. По результатам рассмотрения дела УФАС выдало ОАО «ВСК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Однако Арбитражный суд Вологодской области признал незаконным решение антимонопольного органа и выданное на его основе предписание в отношении ОАО «ВСК». В дальнейшем суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение арбитражного суда без изменений. ВАС РФ принял решение о правомерности позиции антимонопольного органа в отношении ОАО «ВСК», отменив акты нижестоящих судов.

«Перекресток» требует пересмотра ВАС РФ дела о завышении цен на муку

РАПСИ, 13.06.2012

ВАС РФ зарегистрировал заявление торговой сети ЗАО "Торговый дом "Перекресток" о пересмотре в порядке надзора решений нижестоящих судов по делу о признании ряда торговых компаний нарушившими антимонопольное законодательство из-за завышения цен на муку в Петербурге в 2010 году.

"Перекресток" настаивает на пересмотре решения Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти от 19 июля, которое в октябре 2011 года - марте 2012 года было оставлено в силе Тринадцатым арбитражным апелляционным судом и ФАС Северо-Западного округа. Пока заявление торговой компании не принято к производству.

Ранее ВАС РФ принял к производству заявления сетей ООО "Агроторг" и ЗАО "Торговый дом "Перекресток" о пересмотре в порядке надзора аналогичных решений нижестоящих судов по делу о завышении цен на гречневую крупу в Петербурге в 2010 году.

НОВОСТИ ЖУРНАЛА «КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО»

Журнал «Конкуренция и право» выступает информационным партнером конференции газеты The Moscow Times «Международные холдинги: современное регулирование и риски» (21 июня 2012 г.).

Среди обсуждаемых вопросов: взаимоотношения партнеров в рамках холдинга, преимущества и недостатки иностранных юрисдикций по вопросам регулирования, порядок раскрытия информации о бенефициарных владельцах, примеры судебной практики по делам с участием компаний-нерезидентов.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.10.2024

Правила продажи доли банкрота в уставном капитале общества. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о правилах продажи доли банкрота в ус...

Смотреть

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторин...

28.10.2024

Налоговые новости. Дайджест 21–27 октября 2024 г.

Главные новости: Госдума предложила зафиксировать параметры налоговой системы до 2030 г.; Минфин разъяснил, может ли организация...

23.10.2024

РБК ТВ: Минюст планирует повысить штрафы за 36 экономических преступлений, включая штрафы за уклонение от уплаты налогов

Возможность гуманизации законодательства в сфере экономических преступлений прокомментировал в эфире РБК ТВ управляющий ...

23.10.2024

ФНС признала необязательным прямое упоминание дробления в проверках для амнистии

Наличие или отсутствие в акте налоговой проверки формулировки «дробление бизнеса» не ограничивает право налогоплательщиков...