Законодательные инициативы по вопросам налогообложения в авиационном секторе
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о наиболее значимых законопроектах по вопросам налогообложения в авиационной сфере.
1. Проект № 352949-5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части дополнения перечня случаев, в которых у налогоплательщиков отсутствует обязанность восстанавливать ранее принятый к вычету налог на добавленную стоимость) [1].
Как следует из пояснительной записки, проект подготовлен в целях повышения конкурентоспособности российских авиакомпаний при сотрудничестве с ООН в рамках миротворческих и гуманитарных программ.
В соответствии с нормами НК РФ для всех плательщиков НДС установлен единый порядок восстановления ранее принятых к вычету сумм налога, предъявленных по товарам, используемым для выполнения работ (оказания услуг), местом реализации которых в целях применения НДС не признается территория РФ.
Законопроектом предлагается не восстанавливать НДС, принятый к вычету российскими авиакомпаниями по приобретенным воздушным судам, двигателям и запасным частям к ним, при использовании указанных судов для выполнения работ (оказания услуг) в рамках миротворческих и гуманитарных программ ООН за пределами территории РФ.
Предлагаемое изменение предусматривает новую редакцию абз. 1 подп. 2 п. 3 статьи 170 НК РФ: «дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта; выполнения работ (оказания услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, российскими авиационными предприятиями в рамках миротворческих и гуманитарных программ Организации Объединенных Наций (в отношении воздушных судов, двигателей и запасных частей к ним); передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц; передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества».
2. Проект № 305257-5 Федерального закона «О внесении изменения в статью 376 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (о льготе по налогу на имущество организаций в отношении объектов транспортной инфраструктуры)[2].
Как указано в пояснительной записке, налог на имущество организаций оказывает существенное влияние на финансовую деятельность организаций транспортного комплекса, в частности на стоимость транспортных услуг и их конкурентоспособность, реализацию инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации и строительству аэродромов, морских и речных портов, предусмотренных федеральными целевыми программами, а также на ввод новых объектов транспортной инфраструктуры.
В связи с этим законопроектом предусматривается освободить налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций на срок до 15 лет в отношении находящихся на их балансах объектов транспортной инфраструктуры (в частности, сооружений воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов и космодрома)) в части увеличения их балансовой стоимости за счет выделенных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и модернизацию.
Проектом предусмотрено, что освобождение распространяется на завершенные капитальные вложения, включенные в балансовую стоимость вышеназванных объектов, начиная с 2010 г.
Кроме того, проектом предусматривалось вступление в силу данного регулирования с 1 января 2010 г. (т.к. Правительство РФ внесло его в конце 2009 г.), но вероятно, данное положение будет скорректировано. Дополнительно предусмотрено, что п. 6 ст. 376 НК РФ в новой редакции будет действовать до 1 января 2025 г.
Предлагаемая редакция п. 6 ст. 376 НК РФ, согласно тексту, принятому Государственной думой в первом чтении, на настоящий момент предусмотрена следующая:
«Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вновь вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов и космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
Положение данного пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных выше объектов до 1 января 2010 года».
3. Проект № 248357-5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об уточнении действующей редакции ст. 251 НК РФ в части доходов в виде сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов)[3].
Как следует из пояснительной записки, проект подготовлен для преодоления сложившейся ситуации, при которой норма подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ фактически не действует. Как отмечает автор законопроекта, в настоящее время направления расходования средств сборов за аэронавигационной обслуживание[4] установлены не федеральным законом, как требует НК РФ, а Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 г. № 424, а также документами («рекомендуемой практикой») Международной организации гражданской авиации. Кроме того, ст. 69 Воздушного кодекса РФ предусматривает компенсацию из бюджета расходов государственных организаций на аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации.
В этой связи предлагаются следующие изменения:
· абз. 16 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ признать утратившим силу;
· дополнить п. 1 ст. 251 НК РФ подп. 41: «в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, а также в виде средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за аэронавигационное обслуживание».
Основные изменения в сравнении с действующей нормой заключаются не только в дополнении нормы указанием на средства, полученные из бюджета в качестве компенсации расходов на аэронавигационное обслуживание, но и формальном расширении самого круга аэронавигационных сборов, попадающих под действие данной нормы (в связи с отсутствием указания на то, что сборы «взимаются в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного пространства»[5]).
На данный проект поступило отрицательное заключение Правительства РФ[6]. Основные замечания, отраженные в заключении, сводятся к следующим:
· принятие законопроекта нарушает применительно к доходам за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов принцип соответствия доходов и расходов, предусмотренный НК РФ для целевого финансирования;
· если организация оказывает услуги, то получаемые такой организацией из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги и могут использоваться получателем по своему усмотрению. Средства, полученные организацией из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, в целях налогообложения прибыли организации должны учитываться в составе ее внереализационных доходов;
· принятие законопроекта может привести к существенному расширению освобождения по налогу на прибыль организаций по сравнению с действующим законодательством о налогах и сборах и, соответственно, уменьшить поступления в федеральный бюджет.
Специалисты компании «Пепеляев Групп» в дальнейшем будут контролировать движение данных законопроектов и информировать о принимаемых законодателем решениях по ним.
[1] Внесен Правительством РФ. Принят Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2010 г. Ответственный комитет 30 июня 2010 г. предложил принять законопроект во втором чтении. Государственная Дума рассматривает данный проект во втором чтении 2 июля 2010 г. В проекте предусмотрено, что закон вступит в силу с 1 января 2011 г.
[2] Внесен Правительством РФ. Принят Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2010 г.
[3] Внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ С.И. Штогриным.
[4] Указанной нормой (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) они отнесены к целевым расходам, расходование которых возможно на цели, определенные их источником либо федеральным законом.
[5] В соответствии с Указом Президента РФ от 06.02.2008 г. № 137 функции Федеральной аэронавигационной службы по установлению ставок сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ переданы Федеральной службе по тарифам.
[6] Заключение Правительства РФ от 22.12.2009 N 6140п-П9.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.nikonov@pgplaw.ru; Даниилу Крымскому, Младшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по d.krymskiy@pgplaw.ru
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail: s.sosnovsky@pgplaw.ru