Постановление принято в рамках реформы законодательства о предотвращении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, о которой можно подробнее прочитать в наших алертах здесь и здесь. Данная реформа была реализована после нескольких аварий с топливом, произошедших в 2020 г. и вызвавших широкий общественный резонанс.
Постановление развивает положения статей 77, 78, 79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», конкретизируя и дополняя правила, по которым необходимо будет возмещать вред, причиненный окружающей среде в случае возможных разливов нефти и нефтепродуктов.
1. Причинители вреда
Действие Постановления распространяется на «эксплуатирующие организации» – компании, ведущие свою деятельность в следующих областях:- геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья;
- транспортировка, хранение и реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
![]() | Напомним, что, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, обязанность по возмещению вреда окружающей среде может быть возложена на эксплуатирующую организацию при условии, что будет установлено наличие вреда, его размер и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) эксплуатирующей организации и причиненным вредом. По общему правилу, эксплуатирующая организация обязана возместить причиненный вред при наличии вины[2]. |
2. Возмещение расходов публично-правовых образований и организаций на ликвидацию разливов
Постановление предусматривает, что наряду с вредом, причиненным окружающей среде, эксплуатирующая организация будет также обязана возместить расходы на привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов[3].РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций[4].
Для защиты от чрезвычайных ситуаций при разливах нефти чаще всего привлекаются дополнительные силы МЧС России. Согласно Правилам, на эксплуатирующую организацию ляжет обязанность возместить затраты бюджетов различных уровней и организаций, связанные с привлечением таких дополнительных сил. Важно отметить, что Постановление не конкретизирует перечень таких затрат.
![]() | Ранее законодательство прямо не предусматривало подобной обязанности причинителя вреда. Однако судебной практике были известны случаи, когда публично-правовым образованиям удавалось взыскать расходы на борьбу с чрезвычайной ситуацией и ликвидацией ее последствий с лица, по вине которого произошла соответствующая чрезвычайная ситуация, по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ[5]. При этом сумма таких взысканных расходов учитывалась в уменьшение суммы денежной компенсации вреда, исчисленной по таксам и методикам, при ее взыскании с причинителя вреда[6].
|
3. Определение размера вреда окружающей среде при разливе нефти и нефтепродуктов
При определении размера вреда, причиненного окружающей среде, учитываются[7]:- затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ;
и - утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде, в том числе в отношении: 1) лесов и находящихся в них природных объектов, 2) почв, 3) водных объектов, 4) водных биологических ресурсов, 5) охотничьих ресурсов, 6) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ.
![]() | В целом содержание п. 4 Правил повторяет текст абз. 2 ст. 78 Закона № 7-ФЗ[8], за исключением одного нюанса – союза «и» между затратами на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и таксами и методиками для исчисления размера вреда, вместо «при их отсутствии» в норме закона. Однако этот нюанс имеет существенное значение.
Упомянутой нормой Закона № 7-ФЗ предусмотрено определение размера вреда по таксам и методикам только при отсутствии фактических затрат – то есть когда предприятие не предпринимало меры к устранению причиненного вреда. Таким образом, законом установлены: 1) альтернативные способы возмещения вреда (затраты на восстановление окружающей среды или денежная компенсация); 2) приоритет способа возмещения вреда в натуре перед денежной компенсацией.
П. 4 Правил, с одной стороны, противоречит положениям закона и разъяснениям Верховного Суда РФ[9], с другой стороны, соответствует позиции Росприроднадзора о необходимости одновременного восстановления нарушенного состояния окружающей среды и уплаты денежной компенсации вреда, рассчитанной по таксам и методикам[10]. Приведенный в п. 4 Правил перечень объектов охраны окружающей среды, в отношении которых утверждены таксы и методики для расчета размера вреда, вероятно, указывает на необходимость исчисления размера вреда в отношении каждого объекта охраны окружающей среды, которому причинен вред в результате разлива нефти и нефтепродуктов[11]. |
4. Срок уплаты компенсации вреда окружающей среде и расходов РСЧС и право на судебную защиту
Эксплуатирующая организация обязана уплатить суммы компенсации вреда и расходов на привлечение сил и средств РСЧС в течение месяца со дня получения требований от органов государственного надзора[12].И вправе оспорить в судебном порядке: 1) обязанность возместить вред и 2) размер вреда[13].
![]() | Правилами предусмотрена оплата расходов на привлечение сил и средств РСЧС отдельно (то есть дополнительно) от уплаты суммы вреда.
Между тем, данное положение противоречит закону[14] и методикам расчета вреда[15]. А также правовой позиции Верховного Суда РФ, согласно которой возмещение вреда по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде[16]. То есть уплата денежной компенсации вреда, исчисленной по таксам и методикам, обеспечивает полное возмещение вреда, включая все расходы, связанные с восстановлением ее нарушенного состояния. Кроме того, предприятиям предлагается защищать свои права в судебном порядке уже после уплаты указанных в требованиях уполномоченных органов сумм вреда и расходов РСЧС. Однако необходимо отметить, что Правилами не предусмотрена какая-либо имущественная ответственность за нарушение установленного срока уплаты сумм вреда и расходов. |
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с углеводородным сырьем и произведенной из него продукцией, внимательно ознакомиться с Постановлением и учитывать его требования при планировании и осуществлении своей хозяйственной деятельности.Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексную юридическую поддержку компаниям по любым вопросам, связанным с возмещением вреда, причиненного окружающей среде.[2] Пункты 7-8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
[3] Пункт 3 Правил возмещения организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением (далее – Правила).
[4] Статья 4 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
[5] См., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.02.2018 № Ф04-6418/2017 по делу № А27-5489/2017.
[6] См., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.01.2019 по делу № А51-10212/2016
[7] П. 4 Правил.
[8] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[9] П. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49, согласно которому возмещение вреда в виде денежной компенсации применяется в случае невозможности восстановления окружающей среды в полном объеме и только в соответствующей оставшейся части.
[10] См., например, Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2015 № 457-ПЭК15 по делу № А54-503/2014.
[11] Так, например, по делу № А75-474/2019 с предприятия была взыскана денежная компенсация вреда, причиненного объектам животного мира в результате разлива нефтепродуктов на лесном участке, дополнительно к ранее взысканной компенсации лесу как экосистеме в рамках дела № А75-21624/2017.
[12] П. 5 Правил.
[13] П. 6 Правил.
[14] Абз. 2 п. 1 ст. 78 Закона № 7-ФЗ предусмотрено два способа определения вреда окружающей среде: 1) исходя из фактических затрат на устранение вреда; 2) по таксам и методикам. При этом возмещение затрат государственных органов и публично-правовых образований отдельно не предусмотрено, поскольку и первый и второй способы предполагают полную компенсацию вреда, включая все затраты на устранение вреда, как того требует п. 1 ст. 77 Закона № 7-ФЗ.
[15] Например, согласно п. 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, исчисление размера вреда осуществляется по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий.
[16] Решение Верховного Суда РФ от 20.03.2020 № АКПИ19-1029 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 и 10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 и Приложения № 1 к ней (Таксы ТХ) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче и уничтожении плодородного слоя почв).