Вступили в силу правила возмещения вреда при разливах нефти и нефтепродуктов
Постановление принято в рамках реформы законодательства о предотвращении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, о которой можно подробнее прочитать в наших алертах здесь и здесь. Данная реформа была реализована после нескольких аварий с топливом, произошедших в 2020 г. и вызвавших широкий общественный резонанс.
Постановление развивает положения статей 77, 78, 79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», конкретизируя и дополняя правила, по которым необходимо будет возмещать вред, причиненный окружающей среде в случае возможных разливов нефти и нефтепродуктов.
1. Причинители вреда
Действие Постановления распространяется на «эксплуатирующие организации» – компании, ведущие свою деятельность в следующих областях:- геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья;
- транспортировка, хранение и реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
Напомним, что, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, обязанность по возмещению вреда окружающей среде может быть возложена на эксплуатирующую организацию при условии, что будет установлено наличие вреда, его размер и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) эксплуатирующей организации и причиненным вредом. По общему правилу, эксплуатирующая организация обязана возместить причиненный вред при наличии вины[2]. |
2. Возмещение расходов публично-правовых образований и организаций на ликвидацию разливов
Постановление предусматривает, что наряду с вредом, причиненным окружающей среде, эксплуатирующая организация будет также обязана возместить расходы на привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов[3].РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций[4].
Для защиты от чрезвычайных ситуаций при разливах нефти чаще всего привлекаются дополнительные силы МЧС России. Согласно Правилам, на эксплуатирующую организацию ляжет обязанность возместить затраты бюджетов различных уровней и организаций, связанные с привлечением таких дополнительных сил. Важно отметить, что Постановление не конкретизирует перечень таких затрат.
Ранее законодательство прямо не предусматривало подобной обязанности причинителя вреда. Однако судебной практике были известны случаи, когда публично-правовым образованиям удавалось взыскать расходы на борьбу с чрезвычайной ситуацией и ликвидацией ее последствий с лица, по вине которого произошла соответствующая чрезвычайная ситуация, по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ[5]. При этом сумма таких взысканных расходов учитывалась в уменьшение суммы денежной компенсации вреда, исчисленной по таксам и методикам, при ее взыскании с причинителя вреда[6].
|
3. Определение размера вреда окружающей среде при разливе нефти и нефтепродуктов
При определении размера вреда, причиненного окружающей среде, учитываются[7]:- затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ;
и - утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде, в том числе в отношении: 1) лесов и находящихся в них природных объектов, 2) почв, 3) водных объектов, 4) водных биологических ресурсов, 5) охотничьих ресурсов, 6) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ.
В целом содержание п. 4 Правил повторяет текст абз. 2 ст. 78 Закона № 7-ФЗ[8], за исключением одного нюанса – союза «и» между затратами на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и таксами и методиками для исчисления размера вреда, вместо «при их отсутствии» в норме закона. Однако этот нюанс имеет существенное значение.
Упомянутой нормой Закона № 7-ФЗ предусмотрено определение размера вреда по таксам и методикам только при отсутствии фактических затрат – то есть когда предприятие не предпринимало меры к устранению причиненного вреда. Таким образом, законом установлены: 1) альтернативные способы возмещения вреда (затраты на восстановление окружающей среды или денежная компенсация); 2) приоритет способа возмещения вреда в натуре перед денежной компенсацией.
П. 4 Правил, с одной стороны, противоречит положениям закона и разъяснениям Верховного Суда РФ[9], с другой стороны, соответствует позиции Росприроднадзора о необходимости одновременного восстановления нарушенного состояния окружающей среды и уплаты денежной компенсации вреда, рассчитанной по таксам и методикам[10]. Приведенный в п. 4 Правил перечень объектов охраны окружающей среды, в отношении которых утверждены таксы и методики для расчета размера вреда, вероятно, указывает на необходимость исчисления размера вреда в отношении каждого объекта охраны окружающей среды, которому причинен вред в результате разлива нефти и нефтепродуктов[11]. |
4. Срок уплаты компенсации вреда окружающей среде и расходов РСЧС и право на судебную защиту
Эксплуатирующая организация обязана уплатить суммы компенсации вреда и расходов на привлечение сил и средств РСЧС в течение месяца со дня получения требований от органов государственного надзора[12].И вправе оспорить в судебном порядке: 1) обязанность возместить вред и 2) размер вреда[13].
Правилами предусмотрена оплата расходов на привлечение сил и средств РСЧС отдельно (то есть дополнительно) от уплаты суммы вреда.
Между тем, данное положение противоречит закону[14] и методикам расчета вреда[15]. А также правовой позиции Верховного Суда РФ, согласно которой возмещение вреда по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде[16]. То есть уплата денежной компенсации вреда, исчисленной по таксам и методикам, обеспечивает полное возмещение вреда, включая все расходы, связанные с восстановлением ее нарушенного состояния. Кроме того, предприятиям предлагается защищать свои права в судебном порядке уже после уплаты указанных в требованиях уполномоченных органов сумм вреда и расходов РСЧС. Однако необходимо отметить, что Правилами не предусмотрена какая-либо имущественная ответственность за нарушение установленного срока уплаты сумм вреда и расходов. |
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с углеводородным сырьем и произведенной из него продукцией, внимательно ознакомиться с Постановлением и учитывать его требования при планировании и осуществлении своей хозяйственной деятельности.Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексную юридическую поддержку компаниям по любым вопросам, связанным с возмещением вреда, причиненного окружающей среде.[2] Пункты 7-8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
[3] Пункт 3 Правил возмещения организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением (далее – Правила).
[4] Статья 4 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
[5] См., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.02.2018 № Ф04-6418/2017 по делу № А27-5489/2017.
[6] См., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.01.2019 по делу № А51-10212/2016
[7] П. 4 Правил.
[8] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[9] П. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49, согласно которому возмещение вреда в виде денежной компенсации применяется в случае невозможности восстановления окружающей среды в полном объеме и только в соответствующей оставшейся части.
[10] См., например, Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2015 № 457-ПЭК15 по делу № А54-503/2014.
[11] Так, например, по делу № А75-474/2019 с предприятия была взыскана денежная компенсация вреда, причиненного объектам животного мира в результате разлива нефтепродуктов на лесном участке, дополнительно к ранее взысканной компенсации лесу как экосистеме в рамках дела № А75-21624/2017.
[12] П. 5 Правил.
[13] П. 6 Правил.
[14] Абз. 2 п. 1 ст. 78 Закона № 7-ФЗ предусмотрено два способа определения вреда окружающей среде: 1) исходя из фактических затрат на устранение вреда; 2) по таксам и методикам. При этом возмещение затрат государственных органов и публично-правовых образований отдельно не предусмотрено, поскольку и первый и второй способы предполагают полную компенсацию вреда, включая все затраты на устранение вреда, как того требует п. 1 ст. 77 Закона № 7-ФЗ.
[15] Например, согласно п. 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, исчисление размера вреда осуществляется по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий.
[16] Решение Верховного Суда РФ от 20.03.2020 № АКПИ19-1029 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 и 10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 и Приложения № 1 к ней (Таксы ТХ) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче и уничтожении плодородного слоя почв).