Вступили в силу изменения в регулирование отношений по использованию и сохранению объектов культурного наследия
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о вступлении в силу с 15 апреля 2024 г.Федеральный закон от 04.08.2023 № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». изменений в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон об ОКН). В соответствии с изменениями запрещен снос потенциальных объектов культурного наследия (ОКН), а также предусмотрены новые случаи, когда необходимо проводить государственную историко-культурную экспертизу (ГИКЭ).
Запрет на снос потенциальных ОКН
Вступившие в силу изменения внесены Федеральным законом от 04.08.2023 № 472-ФЗ (Закон № 472-ФЗ) и предусматривают запрет на снос объектов, обладающих признаками ОКН.
Напомним, что к признакам ОКН относятся, в частности, возникновение в результате исторических событий, наличие ценности с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. ОКН является свидетельством эпох и цивилизаций, подлинным источником информации о зарождении и развитии культуры.Ст. 3 Закона об ОКН.
Объект с указанными признаками может быть в последующем признан выявленным ОКН – решение о том, включать ли объект в перечень выявленных ОКН, принимает региональный орган охраны ОКН после получения сведений о соответствующем объекте.П. 1 ст. 16.1 Закона об ОКН.
Соответственно, для того, чтобы признать то или иное здание объектом с признаками ОКН, не требуется принятия каких-либо распорядительных актов. Наличие у здания признаков ОКН само по себе позволяет применять у нему специальные правила, предусмотренные законодательством об ОКН, включая:
-
необходимость приостановить на земельном участке работы при выявлении на нем объекта с признаками ОКН;П. 3 ст. 47.3 Закона об ОКН.
-
запрет на снос, введенный Законом № 472-ФЗ.
Работы, проведение которых разрешено на территории выявленных ОКН
Помимо запрета на снос объектов с признаками ОКН Закон об ОКН дополнен перечнем работ, которые разрешено проводить на территории выявленных ОКН,Подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 472-ФЗ.
то есть на территории, непосредственно занятой ОКН,П. 1 ст. 3.1. Закона об ОКН.
в том числе на земельных участках под ними.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Напомним, что Закон об ОКН предусматривает два вида ОКН: выявленные ОКН и ОКН, включенные в реестр ОКН («реестровые» ОКН). Правовой режим выявленного ОКН является промежуточным и устанавливается в целях его сохранения на период более детального исследования в рамках ГИКЭ. После проведения ГИКЭ выявленные ОКН могут быть включены в реестр ОКН. В связи с этим Закон об ОКН предусматривает применительно к выявленным ОКН меньше ограничений и запретов, чем к ОКН, включенным в реестр.
Ранее в Законе об ОКН уже содержался перечень разрешенных работ, который, согласно судебной практике, применялся как к территории выявленных ОКН, так и к территории «реестровых» ОКН.П. 1, 2 ст. 5.1 Закона об ОКН (ред. от 19.10.2023 г.). См., например, Постановление АС УО от 21.07.2023 по делу № А60-40382/2022.
Теперь же законодатель предусмотрел специальный перечень разрешенных работ для территории выявленных ОКН – достопримечательных мест, который имеет некоторые отличия от перечня разрешенных работ в отношении территории аналогичных «реестровых» ОКН.
В частности, на территории выявленных ОКН – достопримечательных мест возможно:
-
выполнение работ, направленных на обеспечение сохранности историко-градостроительной или природной среды ОКН-достопримечательного места;
-
строительство объектов капитального строительства в рамках применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды ОКН;
-
ограниченное строительство и реконструкция объектов капитального строительства при соблюдении режимов использования земель и без нарушения требований к градостроительных регламентам, зонам охраны ОКН.
Историко-культурная экспертиза
Закон № 472-ФЗ предусматривает расширение перечня случаев, в которых должна проводиться ГИКЭ, а также новые объекты ГИКЭ.Подп. «г» п. 4 ст. 1 Закона № 472-ФЗ.
Среди новых целей проведения экспертизы:
-
обоснование изменения границ территории ОКН;
-
установление ограничений использования лесов в границах зон охраны ОКН.
В соответствии с изменениями ГИКЭ необходимо проводить, в том числе, в отношении документации, обосновывающей:
-
установление требований к осуществлению деятельности, ограничениям использования лесов и требований к градостроительному регламенту в границах территории ОКН – достопримечательного места;
-
уточнение сведений о «реестровом» или выявленном ОКН;
-
установление особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которого располагается объект археологического наследия (подвид ОКН);
-
определение категории историко-культурного значения ОКН.
О чем подумать, что сделать
11 апреля 2024 г., Конституционный Суд РФ принял Постановление № 17-П, предоставив судам право применять меры предварительной защиты в виде запрета на снос объекта по административным искам в сфере охраны ОКН. В указанном деле собственник успел снести объект с признаками ОКН до момента его включения в реестр.
Вступившие в силу изменения, на наш взгляд, могут вызвать дополнительные сложности у застройщиков и собственников недвижимости. Полагаем, что указанным лицам необходимо будет в каждом случае анализировать вопрос о наличии признаков ОКН у объекта, который они намерены снести. При этом однозначно установить наличие или отсутствие таких признаков затруднительно, ведь к таковым относится, в частности, ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и т. д.
Что касается сноса объектов с признаками ОКН, закон не предусматривает мер ответственности за снос таких объектов. Тем не менее, мы не исключаем, что органы власти и суды в случае неправомерного сноса объектов с признаками ОКН могут применять по аналогии, в том числе ст. 7.14.1 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за уничтожение или повреждение ОКН (штраф в размере до 20 млн руб.).
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оказать необходимую юридическую помощь застройщикам и собственникам объектов недвижимости, включая консультирование по вопросам применения законодательства об ОКН.