Загрузка...
13.01.2010
5 мин. на чтение

Вступил в силу закон о смягчении уголовной ответственности за налоговые преступления

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование уголовной ответственности за налоговые преступления. Принятый закон оказался даже более либеральным, нежели проект, внесенный депутатами в июле 2009 г.

Крупный и особо крупный размер уклонения от уплаты налогов

С 1 января 2010 г. примечания к статьям 198, 199, 199.1 УК РФ действуют в новой редакции, предусматривающей существенное повышение крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов. Данные изменения направлены на смягчение уголовной ответственности, и, таким образом, имеют обратную силу, т.е. применяются также в целях квалификации деяний, совершенных до 1 января 2010 г.

В прилагаемой таблице приводится сравнение прежней редакции и действующего УК РФ в части размера недоимки, характеризующего уклонение от уплаты налогов как крупное и являющегося одним из условий возбуждения уголовного дела.

Прежняя редакция

Редакция, действующая с 01.01.2010

Крупный размер (ст. 198 УК РФ)

Сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей

Сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей.

Крупный размер по ст. 199 (199.1) УК РФ

Сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей

Сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей

Освобождение от ответственности

В соответствии с Федеральным законом № 383-ФЗ, в уголовную практику возвращается специальное основание освобождения от ответственности за налоговые преступления: лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пени и штрафа. Право погасить задолженность за организацию предоставлено как физическому лицу, так и самой организации.

Согласно новой статье 28.1 УПК РФ уголовное преследование по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, прекращается, если суммы недоимки, пени и штрафа уплачены до окончания предварительного следствия. Поскольку освобождение от ответственности в связи с возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, является нереабилитирующим обстоятельством, прекращение уголовного преследования не допускается, если заинтересованное лицо против этого возражает.

Передача материалов и возбуждение уголовного дела

В соответствии с поправками в НК РФ и УПК РФ изменились процедуры возбуждения, расследования и прекращения уголовного дела по налоговым преступлениям, а также порядок информационного взаимодействия между налоговыми органами и органами внутренних дел. Так, согласно п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения нарушения в решении налогового органа, вступившем в законную силу. Эти изменения позволят пресечь практику возбуждения уголовного дела на основании сведений, полученных органом внутренних дел путем оперативно-розыскных действий, без проведения налоговым органом налогово-контрольных мероприятий в соответствии с НК РФ.

Одновременно на налоговые органы возложена обязанность предупреждать налогоплательщика о возможных уголовно-правовых последствиях неисполнения требования об уплате налога. Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ в новой редакции, «в случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Значение решений судов для уголовного дела (преюдиция)

В соответствии с дополнениями в УПК РФ, в доказывании по уголовному делу повышается статус решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции, осуществляющих гражданское судопроизводство (преюдиция): обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.

Заключение под стражу

Ограничивается применение меры пресечения в виде заключения под стражу по налоговым преступлениям. Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 УК РФ, за исключением 4-х случаев:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Подследственность по делам о налоговых преступлениях

С 1 января 2011 г. предварительное следствие по налоговым преступлениям (включая ст. 199.2 УК РФ) передается от следователей органов внутренних дел следователям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Действие закона во времени

В соответствии со ст. 10 УК РФ Федеральный закон № 383-ФЗ в части, устраняющей преступность деяния или иным образом улучшающей положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Денису Щекину, Старшему партнеру, и Вадиму Стрельникову, Юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail: info@pgplaw.ru

в  Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail: spb@pgplaw.ru


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

23.10.2024

Корпоративные убытки в банкротстве: что изменилось? Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о разграничении кредиторских и корпор...

Смотреть

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторин...

28.10.2024

Налоговые новости. Дайджест 21–27 октября 2024 г.

Главные новости: Госдума предложила зафиксировать параметры налоговой системы до 2030 г.; Минфин разъяснил, может ли организация...

23.10.2024

РБК ТВ: Минюст планирует повысить штрафы за 36 экономических преступлений, включая штрафы за уклонение от уплаты налогов

Возможность гуманизации законодательства в сфере экономических преступлений прокомментировал в эфире РБК ТВ управляющий ...

23.10.2024

ФНС признала необязательным прямое упоминание дробления в проверках для амнистии

Наличие или отсутствие в акте налоговой проверки формулировки «дробление бизнеса» не ограничивает право налогоплательщиков...