Военное положение. Ограничения для ведения бизнеса и жизни граждан в регионах РФ
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что 19 октября 2022 г. вступили в силу Указы Президента РФ №7561 и №7572 , которые ввели 20 октября 2022 г. с ноля часов на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей военное положение, а также установили специальное регулирование в ряде иных субъектах РФ.
1. Военное положение: особенности режима
Правовые особенности
Государство может использовать чрезвычайные методы управления и особое регулирование общественных отношений и вводить дополнительные правовые ограничения.
Основные ограничения
- Усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на военных объектах и важных объектах гражданской инфраструктуры;
- Введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики;
- Эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
- Введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
- Привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
- Изъятие в соответствии с ФЗ необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
- Комендантский час (нарушение ― задержание до 30 суток);
- Ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
- Установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества и др.;
- Введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами и др.
Конкретный перечень мер4 для обеспечения безопасности на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, где введено военное положение, в течение трёх дней должно в соответствии с предложениями Министерства обороны РФ, МВД, ФСБ и других силовых госорганов предложить Правительство РФ.
При необходимости в РФ в период действия военного положения могут применяться иные меры, предусмотренные ФКЗ №1 «О военном положении»5, например:
- введение временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности;
- введение временных ограничений на оборот имущества;
- введение временных ограничений на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- введение временных ограничений на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
- временное изменение форм собственности организаций;
- временное изменение порядка и условий процедур банкротства;
- временное изменение режима трудовой деятельности;
- установление особенностей финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования.6
Внимание! Перечисленные иные меры должны вводиться самостоятельными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Такие ограничения могут распространяться не только на те территории, на которых введено военное положение, но и на иные территории, где военное положение не введено.7
2. Уровни готовности
Указом Президента РФ №757 территория РФ была разделена на четыре зоны с разными действующими в них уровнями реагирования и готовности, которые отличаются друг от друга широтой полномочий глав субъектов РФ, а также степенью ограничения прав и свобод граждан.
В четырех регионах: ДНР; ЛНР; Запорожская и Херсонская области
В восьми приграничных субьектах: Республика Крым, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области и г. Севастополь
В восемнадцати субьектах, относящихся к Центральному и Южному федеральным округам, в т.ч. Москва
Все остальные регионы РФ
Усиление охраны общественного порядка, военных объектов и объектов важной инфраструктуры (госорганы, транспорт, энергетика и т. д.)
Особый режим работы объектов инфраструктуры
Контроль за работой объектов транспорта, коммуникаций и связи, типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем и использование их для работы для нужд обороны
Ограничение движения транспортных средств и их досмотр
Особый режим въезда и выезда с территории, ограничение свободы передвижения по ней
Временное отселение жителей в безопасные районы
Введение территориальной обороны
Установленные Указом Президента РФ режимы готовности, а также их содержание и правовое обоснование в иных нормативных актах не определяются. Тем не менее, можно сделать вывод, что «уровни реагирования и готовности» введены для предоставления субъектам федерации возможности самостоятельно определять необходимость тех или иных мер оперативного реагирования на изменяющуюся социально-политическую ситуацию
Руководители субъектов «оранжевой» зоны (средний уровень реагирования) вправе в установленном законодательством о мобилизации8 порядке проводить мобилизационные мероприятия в сфере экономики, например, создание мобилизационных мощностей и объектов для производства необходимой продукции, подготовку экономики к работе в период мобилизации и в военное время (напр., перепрофилирование).9
Формально согласно Указу руководители регионов «желтой» зоны (ЦФО, включая Москву и Московскую область и ЮФО) пока не осуществляют перевод регионов на режим мобилизационной экономики (например, производство и поставка товаров, работ, услуг по мобилизационным заданиям). На их территории могут проводиться отдельные мероприятия, направленные на подготовку к чрезвычайным ситуациям и организации территориальной и гражданской обороны.
Помимо законодательства о мобилизации подобные экономические мероприятия предусмотрены в рамках введения специальных экономических мер в сфере:
- Трудовых отношений (порядок и условия привлечения работников к сверхурочной работе, в ночные смены, в выходные и нерабочие праздничные дни – ФЗ от 14.07.2022 № 273-ФЗ);
- Закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, в том числе лекарств и мед. изделий (обязательное участие в контрактах в целях обеспечения Вооруженных Сил РФ – ФЗ от 14.07.2022 № 272-ФЗ).
Подробнее об условиях организации работы в условиях мобилизационной экономики можно прочитать на нашем сайте.
3. О чем стоит задуматься бизнесу и какие вопросы необходимо отслеживать
В ходе Оперативного совещания с вице-премьерами было объявлено, что для наращивания выпуска востребованной продукции планируется в полной мере задействовать возможности оборонно-промышленного комплекса и активно привлекать предпринимательское сообщество.
В связи с указанным мы рекомендуем:
1Отслеживать подзаконные акты Правительства, федеральных органов власти, устанавливающиe конкретные меры по ограничению прав и свобод граждан и организаций.
2Отслеживать акты органов власти субъектов РФ, где находятся организации, устанавливающие конкретные меры безопасности в регионах и ограничения прав и свобод граждан и организаций.
Внимание! Принимаемые Правительством, ФОИВ и РОИВ акты частично или полностью могут носить статус «государственная тайна», что предполагает обеспечение их секретности. В частности, к государственной тайне относятся сведения, раскрывающие производственные мощности, плановые или фактические данные о выпуске, поставках (в натуральном выражении) средств биологической, медицинской или ветеринарной защиты и иные сведения о снабжении армии и вооруженных сил ресурсами.
3Организация в случае поступления документов с грифом секретности или «ДСП» обязана обеспечить сохранность содержащих в нем сведений, в том числе путем ограничения доступа к информации, информировании сотрудников об ответственности за разглашение сведений и т. д.
4Организациям, в первую очередь критической инфраструктуры (включая организации, имеющие лицензии на осуществление фармацевтической и/или медицинской деятельности), может быть поручено усилить охрану и пропускной режим на территорию.
5Актуализировать планы организационных мероприятий и провести иные подготовительные мероприятия, предусмотренные законодательством по гражданской обороне. Сведения об отнесении организации для целей обеспечения гражданской обороны являются секретными, для их уточнения необходимо обратиться к РОИВ по месту фактического нахождения организации.
С учетом происходящих изменений юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать компаниям необходимую правовую поддержку по вопросам, прямо или косвенно связанным с внедряемым регулированием.
1 Указ Президента РФ от 19.10.2022 № 756 "О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей".
2 Указ Президента РФ от 19.10.2022 № 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756".
3 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 №1-ФКЗ "О военном положении".
4 п. 2 Указа Президента РФ от 19.10.2022 № 756.
5 п. 3 Указа Президента РФ от 19.10.2022 № 756.
6 ч. 1 ст. 8 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 №1-ФКЗ "О военном положении".
7 ч. 1 ст. 8 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 №1-ФКЗ "О военном положении".
8 Федеральный закон от 26.02.1997 №31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
9 ст.8 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".