Верховный Суд подготовил Обзор судебной практики в сфере охраны окружающей среды
Решение обобщить практику применения судами природоохранного законодательства было принято в ходе семинара Верховного Суда по рассмотрению судами дел в сфере защиты окружающей среды, состоявшегося в декабре 2021 г.
- О причинении вреда может свидетельствовать в том числе превышение концентрации (по сравнению с фоновыми образцами) веществ, не включенных в Перечень загрязняющих веществ[1], то есть таких веществ, выбросы или сбросы которых не нормируются[2].
- Возмещению подлежит вред, причиненный каждому компоненту природной среды. Возмещение вреда, причиненного лишь одному компоненту (к примеру, почвам), не исключает привлечение к ответственности за вред иным компонентам (например, объектам животного мира)[3].
- Восполнение утраченных запасов недр природной средой вследствие естественных процессов не может являться основанием для освобождения недропользователя от обязанности возместить причиненный вред[4].
- Расходы на ликвидацию и локализацию последствий аварий не подлежат учету при расчете суммы возмещения вреда окружающей среде[5].
- Зачет понесенных причинителем вреда затрат на рекультивацию лесного участка, лесовосстановление (лесоразведение) в счет возмещения вреда в денежной форме возможен только в случае завершения полного комплекса работ и при условии, что такие работы выполнены до дня вынесения решения судом[6].
- В случае совместного причинения вреда природе несколькими лицами обязанность по возмещению вреда возлагается на таких лиц солидарно[7]. Так, совместно отвечать за вред окружающей среде должны как непосредственный причинитель вреда (подрядчик), так и заказчик, поручивший выполнение работ[8].
- При умышленном причинении вреда окружающей среде имущественное положение причинителя вреда не принимается во внимание, он несет ответственность в полном объеме[9].
- Независимо от наличия разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и осуществление такой добычи в пределах выделенных квот использование запрещенного орудия лова является основанием для возмещения вреда, причиненного водным биоресурсам.
По всей видимости данный подход, изложенный в Обзоре и касающийся конкретной ситуации, может быть применен и к иным (аналогичным) ситуациям (когда добыча природных ресурсов ведется на основании разрешения, но с использованием запрещенных способов добычи).
- Не допускается:
- хранение и складирование химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ в границах водоохранной зоны независимо от наличия лицензии на право осуществления деятельности по эксплуатации химически опасных производственных отходов[11];
- добыча общераспространенных полезных ископаемых с нарушением правового режима водоохранной зоны, в том числе при наличии лицензии на право пользования недрами[12];
- осуществление на основании лицензии на право пользования недрами деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, ведущей к нарушению правового режима земельного участка, - до перевода такого участка в категорию земель, позволяющую производить добычу полезных ископаемых.
Верховный Суд, по всей видимости, обозначил следующий подход: неправомерной является деятельность, которая ведется даже при наличии лицензии на ее ведение, но с нарушением правового режима территории.
- Требование о возмещении вреда в натуре подлежит удовлетворению только при наличии разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта восстановительных работ[13].
- Установление факта превышения в сточных водах нормативов допустимых сбросов свидетельствует о причинении вреда водному объекту независимо от показателей фоновых проб[14].
- Если лицо действует добросовестно и уже осуществляет восстановительные меры, предусмотренные утвержденным проектом рекультивации, это может повлечь отказ в удовлетворении иска о взыскании вреда в денежной форме[15].
- По требованию истца суд вправе присудить денежную сумму на случай неисполнения судебного акта, предусматривающего возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, или воздержаться от совершения определенных действий[16].
- Общественная организация, осуществляющая деятельность в области охраны окружающей среды, вправе обращаться в суд с иском о приостановлении или прекращении деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Данный вывод сделан на основании ст. 27 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», предусматривающей, что для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право представлять и защищать законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, а также на основании п. 1 ст. 12 Закона об охране окружающей среды, согласно которому общественные объединения вправе осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе подавать в суд обращения о приостановлении и прекращении деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем организациям, использующим природные ресурсы в своей хозяйственной деятельности, учитывать представленные в Обзоре подходы, принимать меры с целью сокращению риска совершения экологических правонарушений.Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с сопровождением споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; об оспаривании положений нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды; по делам об оспаривании действий (бездействий) и решений органов по контролю и надзору в сфере природопользования и по делам об административных правонарушениях в сфере экологии.[] Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
[2] Пункт 11 Обзора.
Необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – закон «Об охране окружающей среды) нормативы допустимых выбросов (сбросов) определяются только в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством РФ.
[3] Пункт 2 Обзора.
[4] Пункт 3 Обзора.
[5] Пункт 15 Обзора.
[6] Пункт 16 Обзора.
[7] Пункт 1 Обзора.
[8] Аналогичная позиция закреплена в п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
[9] Пункт 17 Обзора.
[10] Пункт 5 Обзора.
[11] Пункт 6 Обзора.
[12] Пункт 9 Обзора.
[13] Пункт 12 Обзора.
[14] Пункт 7 Обзора.
[15] Пункт 14 Обзора.
[16] Пункт 18 Обзора.
[17] Пункт 25 Обзора.