Великобритания прекращает обмен налоговой информацией с Россией
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 17 марта 2022 г. власти Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии объявили о приостановлении обмена налоговой информацией с Россией.
Автоматический обмен с Россией финансовой информацией в отношении физических лиц по Единому стандарту отчетности (Common Reporting Standard – CRS) Великобритания прекратила еще в 2019 г.[1]
Теперь Великобритания объявила, что не будет предоставлять также информацию по запросам российских налоговых органов и в рамках автоматического обмена страновыми отчетами. Официальная цель – «не поставлять режиму … информацию, которая могла бы привести к увеличению налоговых льгот и доходов для России».
А) может увеличиться число британских организаций, признаваемых в России КИК, поскольку в их число могут попасть те организации, акции которых торгуются на иностранных биржах. Сейчас британские организации, более 25 % обыкновенных акций которых торгуются на иностранных биржах, на основании подп. 2 п. 4 ст. 25-13 НК РФ не признаются КИК, даже если российские налоговые резиденты владеют в них акциями в доле свыше 25 % капитала либо свыше 10 % при том что совместно с другими российскими резидентами получается более 50%. После включения Великобритании в перечень не обменивающихся налоговой информацией стран это исключение отпадет, и контролирующие лица обязаны будут подавать уведомления о КИК и финансовую отчетность со всеми вытекающими правовыми последствиями, включая штрафы за непредоставление (п. 1.1 ст. 126, п. 1 ст. 129.6 НК РФ), а также включать в налоговые декларации прибыль КИК за финансовый год, если она превысила 10 млн ₽ (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).
Б) по британским организациям, уже признанным КИК, больше не будет применяться освобождение прибыли от налога в России по трем основаниям (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ):
-
эффективная ставка налогообложения доходов составляет не менее 75 % средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организаций;
-
КИК является банком или страховой организацией;
-
КИК является эмитентом обращающихся облигаций.
Возможны три подхода:
А) начиная с уведомлений о КИК за 2023 г., которые контролирующие лица должны будут подать в 2024 г.
Именно этот вариант представляется нам правильным.
Обоснование: изменение должно применяться начиная с отчетности контролирующего лица за тот календарный год, в котором само контролирующее лицо должно признавать в доходах прибыль КИК за финансовый год, в котором Великобритания включена в перечень не предоставляющих информацию стран.
То есть: ФНС России внесет дополнение в перечень не сотрудничающих стран в 2022 г.; это будет касаться отчетности КИК за финансовый год, который закончится после такой поправки, то есть в 2022 г.; контролирующие лица обязаны признавать прибыль КИК за этот финансовый год в доходах на 31 декабря следующего года, то есть на 31.12.2023 г. Значит, новые обязанности будут касаться уведомлений о КИК за 2023 г., подаваемых в 2024 г.
Б) на год раньше – уже с уведомлений о КИК за 2022 г., подлежащих подаче в 2023 г.
Обоснование – контролирующие лица должны будут при подаче в 2023 г. уведомлений о КИК за 2022 г. и своих деклараций учитывать те факты, которые имеют место в 2022 г.
В) вообще с уведомлений о КИК за 2021 г., подлежащих подаче в 2022 г. (поскольку этот срок не наступил ни для физических лиц, ни для организаций).
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в налоговом законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем налоговым аспектам, с которыми налогоплательщики сталкиваются в текущей ситуации.
[1] Ср. Перечни государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, утв. Приказами ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@ (где Соединенное королевство присутствовало) и от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ (где Соединенного королевства нет)